Авторы: Андрей Трушин, Елена Муратова, Анастасия Найда
Действия руководителя
В связи с распространением коронавируса многие руководители компаний оказались в растерянности и не знают, как построить дальнейшую работу и сохранить бизнес. Управляющий партнёр юркомпании AVG Legal Алексей Гавришев одним из первых шагов рекомендует создать команду экстренного реагирования, которая бы отвечала за обеспечение наиболее оперативного принятия решений. «Затем, совместно с командой, надо провести тщательную оценку всех рисков, включая проблемы, связанные с персоналом, контрагентами, госорганами», — говорит Гавришев. По мнению руководителя уголовной практики юркомпании BMS Law Firm Александра Иноядова, решения руководителя должны учитывать несколько сценариев в зависимости от степени продолжительности чрезвычайных обстоятельств на краткосрочную и среднесрочные перспективы.
Любой руководитель должен несколько абстрагироваться от ситуации и оценить стойкость своего бизнеса исходя из возможности практически полной остановки работы на срок три месяца
Татьяна Каменская, управляющий
партнёр Ю К Каменская & партнёры
Стоит обратить внимание на правильное оформление трудовых отношений с работниками. «Работодателю необходимо принять решение об установлении численности работников, не подлежащих переводу на дистанционный режим работы, и работников, трудовая деятельность которых возможна без физического присутствия на территории работодателя», — говорит старший
Адвокат АБ г. Москвы «Лебедева-Романова и партнёры» Тимур Харди объяснил: если сотрудник в силу профессиональных обязанностей выходит работать во время нерабочей недели, то он получает заработную плату в обычном размере, а не в двойном, как в случае работы в выходные и праздничные дни, поскольку нерабочая неделя не рассматривается как выходная или праздничная.
Далее необходимо наладить взаимодействие с клиентами для понимания изменений и определения их влияния. Должна быть проведена работа в отношении погашения дебиторской задолженности, инициированы переговоры с арендодателями и кредиторами, определены параметры необходимого дофинансирования и основания для получения господдержки. «Кроме общей оптимизации, следует определить новые направления, по которым может развиваться бизнес», — считает Иноядов.
Предпринимателям рекомендуется обратиться к контрагентам за изменением условий договоров и предоставлением отсрочек. Переговоры помогут в определенной мере сгладить ряд острых моментов
Елена Муратова,
советник А Б Казаков и партнёры
В настоящее время Торгово-Промышленная палата выдает заключения об обстоятельствах непреодолимой силы и сертификаты о форс-мажоре не только по внешнеторговым, но и по внутрироссийским контрактам. Для получения заключения необходимо подтвердить, каким образом существующие ограничения помешали обратившейся стороне исполнить договор. «В целях избежания взыскания штрафов и неустоек получать заключения ТПП рекомендуется заранее», — отметила старший юрист ЮФ «Алимирзоев и Трофимов» Елизавета Молоснова.
Если ваш бизнес закредитован в банке и ему не будет оказана господдержка, долг может быть выкуплен более сильным игроком. «Пересмотрите условия договора и попробуйте изменить те, которые ставят ваш бизнес под угрозу дефолта или банкротства. Платить рано или поздно придется, а вот кому и на каких условиях — это будет целиком ваша головная боль», — уверена старший юрист юркомпании Хренов и партнеры Анна Бурдина.
Очевидна огромная волна споров, которая накроет суды после начала их работы. Это будут споры об изменении и отказе от договоров, взыскании дебиторской задолженности. После первой волны будет вторая: об оспаривании сделок по выводу имущества и завещаний умерших от коронавируса людей
Елизавета Капустина, старший юрист ФБК Право
Дистанционное корпоративное управление
Руководитель проектов юркомпании Хренов и партнеры Андрей Иванов уверен: «Если в компании уже построена эффективная система корпоративного управления, отвечающая высоким стандартам, в условиях пандемии она также будет работать — разве только может потребовать более тонкой настройки и стать более технологичной». Тем, у кого такой системы нет, придется в срочном порядке переходить на новый режим.
Электронный документооборот потребует приобретения соответствующего программного продукта, а также регламентации связанных бизнес-процессов и обучения персонала. «Для организации электронного документооборота с сотрудниками существует масса CRM-систем. Документооборот с государственными органами (ФНС, ФССП, судами) осуществляется посредством использования электронной почты, а также обмена документами, заверенными с помощью персонифицированной электронной подписи», — говорит Гавришев. Юрист CMS Russia Елизавета Ракова рассказала, что в связи со сложившейся ситуацией намечается тенденция проведения общего собрания акционеров путем заполнения электронной формы бюллетеня на специализированных сайтах: «Технология электронного голосования позволяет дистанционно участвовать в собраниях акционеров».
Перед переходом на электронный документооборот руководитель проектов юркомпании Хренов и партнеры Дмитрий Лобачев рекомендует зафиксировать механизм обмена юридически значимой корреспонденцией, адреса электронной почты, ответственных лиц в дополнительном соглашении или официальной переписке. Старший
Дистанционное корпоративное управление сопряжено с рисками информационной безопасности. В период оперативного перехода на новый режим особенно важно внимательно отнестись к сохранности чувствительных данных. Чтобы снизить риски утечек при удалённой работе,