Налоговое стимулирование «зеленой трансформации»

Авторы: Елена Муратова, Алексей Аплекаев

Источник: Legal insight Magazine

Климатическая повестка стала предметом конкурентной борьбы стран и корпораций, Лидирующий в этой борьбе Евросоюз планирует затратить на полную декарбонизацию по меньшей мере 1 трлн евро в течение 10 лет. Некоторые эксперты, в частности авторы Доклада Международного дискуссионного клуба «Валдай»[1], призывают к введению отдельного налога на выбросы СОг. Однако дополнительное налоговое бремя может привести к росту издержек при производстве продукции, увеличению ее стоимости и, как следствие, к снижению конкурентоспособности российской продукции. Есть и другой путь — предоставление «зеленым компаниям» льгот и налоговых послаблений для стимулирования развития возобновляемых источников энергии и поощрения их распространения. Авторы статьи рассказывают о налоговом стимулировании в нашей стране и возможных способах влияния на «зеленую эволюцию» с помощью налоговой политики.

Инвестиционный налоговый кредит России допросы стимулирования компаний к экотрансформации развивается вместе с налоговой политикой. Об экологизации российского налогового законодательства пишут и некоторые правоведы[2]. В соответствии с п. Зет. 17 Федерального закона от 10.0L2002 № 7 «Об охра- не окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды), предоставление налоговых льгот в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогами сборах, является одной из мер
государственной поддержки деятельности по внедрению наилучших доступных технологий н иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. К сожалению, в настоящее время набор мер налогового стимулирования сокращения выбросов и внедрения энергоэффективных технологий в Российской Федерации невелик.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям, которые:

  • проводят научно-исследовательские и опытно конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, направленного, в частности, на повышение энергетической эффективности производства товаров;
  • выполняют работы, оказывают услуги или осуществляют мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
  • ведут внедренческую или инновационную деятельность, в частности по созданию новых или совершенствованию применяемых технологий, созданию новых видов сырья и материалов.

Инвестиционный кредит можно получить по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Однако следует по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, а также по обязательствам налоговых агентов инвестиционный налоговый кредит получить нельзя.

По общему правилу инвестиционный налоговый кредит дают на срок от одного года до пяти лет. Для резидентов зоны территориального развития возможно предоставление кредита на срок до 10 лет.

Сумма кредита составит стоимость приобретаемого оборудования при условии, что оно закупается для проведения НИОКР (технического производства) и снижает негативное воздействие на окружающую среду либо при приобретении объектов с высокой энергоэффективностью.

Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей прописывается в договоре, однако платеж нельзя уменьшить более, чем наполовину в течение отчетного периода.

К сожалению, инвестиционный налоговый кредит не получил широкого распространения. К причинам, снижающим заинтересованность налогоплательщиков в оформлении инвестиционного налогового кредита, например, относятся:

  1. ограничения по бюджету субъектов Федерации, которые испытывают недостаточность средств даже на первоочередные цели (и социально значимые);
  2. бюрократические преграды при получении такого кредита;
  3. незаинтересованность регионов в предоставлении инвестиционного налогового кредита вследствие низких процентов, установленных законодательством при его использовании (не менее ½ и не более ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ), не перекрывающих инфляцию;
  4. неуверенность субъектов управления в возврате задолженности налогоплательщиков по инвестиционному налоговому кредиту, в т. ч. вследствие отсутствия действенных процедур налогового контроля за целевым использованием налогового кредита и принудительного взыскания задолженности мечет предоставленного обеспечения (залога или обеспечения);
  5. затруднения налогоплательщиков при получении поручительства или оформления залога;
  6. наличие конкурирующей налоговой льготы в виде «амортизационной премии», которая предоставляется в автоматическом режиме (без дополните льных согласований), уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации и, соответственно, саму сумму налога[3].

[1] Авторы доклада: Дмитрий Белов, Аграфена Котова, Евгений Кузнецов, Клаус Мильке, Анита Муджумдар, Алексей Шадрин. — https://ru.valdaiclub.com/files/36 510/

[2] См., например: Ялбулганов А. А. Экологизация российского законодательства о налогах и сборах: к вопросу об экологических функциях налогового права // Реформы и право. — 2014. — № 4; Ялбулганов А. А. К вопросу об экологических функциях фискальных и налоговых платежей // Финансовое право. — 2013. — № 10; Гинзбург Ю. В. Эволюция транспортного налога: от фискальной к экологической функции // Финансовое право. — 2013. — № 11.

[3] Липатова И. В. Налогообложение прибыли и инвестиционной деятельности организаций // Финансы. — 2019. — № 2.

Полностью материал читайте в журнале «Legal Insight»