Автор: Наталья Бокова
Тем, кто решил вернуть деньги за приобретенную путевку, следует поторопиться. Дело в том, что турагентство может оказаться неплатежеспособным: желающих вернуть деньги за несостоявшийся отдых предостаточно. А большую часть средств, уплаченных клиентами, туроператоры уже перечислили турецким и египетским партнёрам за бронирование отелей и авиаперелеты.
Шаг первый
Для того чтобы вернуть свои деньги, необходимо написать обращение к турагентству о намерении расторгнуть договор, ссылаясь на Федеральный закон о туристической деятельности и Закон о защите прав потребителей. Согласно им, в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровью, граждане могут получить стопроцентную компенсацию потраченных на отдых средств. Правда, с одной оговоркой: возникновение такой угрозы должно быть подтверждено заявлением компетентного органа. В настоящее время оно размещено на сайтах Министерства иностранных дел России и Ростуризма.
Обращение должно быть написано на имя руководителя туристического агентства. В нем необходимо указать номер и название договора, подтверждающих оплату путевки.
Пишется оно в двух экземплярах, на которых представитель турагентства обязан поставить свою подпись и печать своей компании. Это станет гарантией, что ваше заявление принято к рассмотрению. Обращение также можно отправить заказным письмом с уведомлением.
Шаг второй
По закону заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней с момента получения. При отсутствии ответа или при отказе туристической компании вернуть деньги следует обратиться в суд. В этом случае вам понадобится помощь адвоката.
Он поможет составить жалобу и проконсультирует куда стоит обращаться, чтобы ваши требования были удовлетворены. Адвокат составит иск, с которым можно отправиться в суд, которых турагентства боятся как огня. Дело в том, что в случае решения вопроса в пользу туриста, помимо стоимости путевки, с турагентства могут потребовать оплаты услуг адвоката. А если возврат денег в добровольном порядке со стороны агентства не произведен, то за каждый просроченный день с момента обращения в пользу туриста могут взыскать три процента от общей стоимости отдыха. Однако неустойка не может превышать размера самой путевки.
Шаг третий
Когда все формальные процедуры пройдены и туроператор готов вернуть деньги за несостоявшийся отдых, происходит следующее: туроператор возвращает деньги на расчетный счет турагентства, с которым клиент заключал договор, а оно, в свою очередь, — туристу наличными, либо на его расчетный счет.
Прямая речь
Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии:
— Страхование туристов от невылета — услуга, которую предоставляет практически любая страховая компания и которую клиент оплачивает добровольно. Но выплата происходит, если оператор не выполнил обязательств. Однако в случае Турции и Египта надеяться на это не стоит. Дело в том, что эти направления были закрыты не по вине туроператора.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Туристы очень часто сталкиваются с тем, что турагентства отказываются возвращать деньги, предлагая альтернативный вариант отдыха. Это вполне законно. Чаще всего клиенты получают предложения отправиться в Юго-Восточную Азию или Вьетнам. Однако путевки в эти страны стоят дороже. Поэтому за такой отпуск придется доплатить или же сократить время отдыха, чтобы уложиться в сумму, потраченную на путевку в Турцию.
Все возможные альтернативные предложения можно получить только по месту покупки тура. Варианты у каждого турагентства разные, единого алгоритма по разрешению сложившейся ситуации нет. При этом в туристической компании можно высказать свои пожелания по изменению тура. Не исключено, что вас попросят их сформулировать в письменном виде. Это не только законно, но и поможет избежать непонимания со стороны турагентства. А самое главное, как только будет найдена альтернатива, необходимо проконтролировать, чтобы соответствующие изменения были внесены в договор. Сотрудники компании должны выдать вам на руки его новую редакцию или соответствующим образом оформленные приложения к нему.
КСТАТИ
Законодательство делит некачественно оказанные туристические услуги на имеющие существенный недостаток и имеющие незначительный дефект. За первые возможна полная денежная компенсация, а за вторые — только частичная компенсация. Но в обоих случаях можно смело жаловаться на ненадлежащее качество услуг в Роспотребназдор, который наказывает нерадивых туроператоров.