Автор: Наталья Бокова
Медиатор — это нейтральный посредник, который помогает сторонам конфликта договориться. Им может стать как человек с профильным образованием, так и любой совершеннолетний гражданин без судимости, но только если речь идет о непрофессиональной медиации. Чтобы стать экспертом и получить статус, нужно быть старше 25 лет, иметь высшее образование и пройти переподготовку. Медиативные соглашения такого специалиста может удостоверить нотариус, и они получат силу исполнительного листа.
Кто становится медиатором
В профессию медиатора, как правило, идут опытные специалисты, у которых за плечами уже сформировавшаяся карьера. По данным исследования редакции Право.ru, 69% опрошенных медиаторов — юристы. Среди других профессий — преподаватели (26%), психологи (18%), адвокаты (12%) и экономисты (10%). Основным профилем медиацию выбрали лишь 8% — большинство совмещают ее с другой работой.
В России мало профессиональных медиаторов. Медиацию ошибочно воспринимают как самостоятельную профессию. Если, например, юрист молод и у него нет практического опыта, то как медиатору ему будет сложно реализоваться.
Дарья Ждан-Пушкина, медиатор, руководитель центра медиации Solis
Молодых медиаторов немного: только 7% специалистов младше 35 лет. Зато старше 55 — уже 18%. Больше всего медиаторов в возрасте от 35 до 44 лет — их 44%. У большинства опрошенных стаж в профессии — до шести лет. Каждый четвертый работает 4−6 лет, почти треть — 2−3 года. Совсем новичков — 16%, а с опытом более 10 лет — 18%.
Большинство медиаторов — женщины (76%). Мужчин — 24%, но, по словам Ждан-Пушкиной, именно они становятся самыми востребованными медиаторами, благодаря богатому адвокатскому прошлому и большому практическому опыту урегулирования конфликтов.
В среднем на один конфликт у медиатора уходит около 10 часов. Иногда удается договориться за час, но бывают случаи, когда процесс затягивается до 72 часов. Чаще всего медиации проходят очно — такой формат выбирают 52% специалистов. Еще 40% работают в гибридном режиме, а полностью онлайн проводят сессии лишь 8%.
Почему становятся медиаторами
В профессию почти никто не приходит с нуля. Для 93% участников опроса медиация — не основной вид занятости, а продолжение карьеры. Кто-то пришел в медиацию ради смысла, кто-то — ради баланса в профессии.
Я рад, что медиация дает шанс урегулировать споры миром и сохранить отношения между родными. Особенно важно это в семейных делах, затрагивающих детей, ведь само разбирательство может оставить у них психологические травмы, которых лучше избежать.
Сергей Макаров,
адвокат А П Московской области, медиатор, советник ФПА
Многие из медиаторов отмечают, что всегда стремились к досудебному урегулированию и помогали договариваться еще до того, как узнали о медиации как о формальной процедуре. Например, медиатор и третейский судья Оксана Яцентюк устраивала «посиделки» — сажала стороны за стол, чтобы они могли высказаться. «На непрофессиональной основе медиацией я занималась всю свою практическую деятельность. И чтобы иметь больше полномочий в этой области, я решила получить диплом профессионального медиатора и не жалею об этом», — подчеркивает она.
На протяжении всей адвокатской деятельности я придерживалась принципа мирного урегулирования спора сторон, если видела потенциал. Именно в этом состоит суть института медиации. Разница лишь в статусе лица, которое помогает сторонам договориться.
Гаяне Штоян, медиатор, адвокат, советник BGP Litigation
Некоторые приходят в медиацию из корпоративной среды, где умение договариваться ценится выше, чем судебная победа. Управляющий партнер Legal to Business Светлана Гузь рассказывает, что получила статус медиатора после многолетней работы с непростыми проектами, где на первый план выходили переговоры и поиск компромиссов. Это стало для нее логичным продолжением профессионального пути.
Как выходец из среды инхаус-юристов, я в любом проекте вижу потенциал для решения проблем. Бизнес всегда нацелен на оперативные и эффективные решения, и чаще всего их удается найти именно за столом переговоров, а не в суде.
Светлана Гузь, управляющий партнер Legal to Business
Есть и те, кто пришел в медиацию до того, как этот институт появился в России. Партнер и глава IP и IT практики BIRCH Екатерина Тиллинг рассказывает, что впервые столкнулась с этим инструментом, когда участвовала в подготовке мероприятия по разрешению IP-споров. Тогда ей поручили собрать примеры для игровой медиации. Позже она прошла обучение в Институте разрешения споров, исследований и ресурсов по российско-американской программе «Конфликтология».
В 2006 году единственный подобный опыт можно было получить от зарубежных коллег. И поработав достаточно плотно с источниками и пообщавшись с маститыми коллегами, мне стало достаточно очевидно, что медиация придет и в Россию.
Екатерина Тиллинг, медиатор, партнер и глава IP и IT практики BIRCH
Через зарубежный опыт в медиацию пришел и партнер BGP Litigation Сергей Морозов. Он познакомился с медиативными техниками во время обучения в США и стал одним из тех, кто начал развивать этот подход в России. В 2019 году он написал одну из первых работ на русском языке по сочетанию арбитража и медиации.
Я прошел курс по медиации в Университете Пеппердина в Калифорнии в 2016 году. Вернувшись, возглавил комитет по медиации Young IMA и стал продвигать идею комбинированного подхода — сочетания медиации и арбитража. Мы поставили перед собой задачу показать эффективность комбинированного подхода с акцентом на международном контексте в решении сложных коммерческих споров.
Сергей Морозов, медиатор, партнер BGP Litigation
Для других решающим оказался интерес к переговорам и желание не просто выигрывать споры, а завершать их эффективно. «Мне хотелось укрепить навыки ведения переговоров, чтобы клиенты не переходили в судебную плоскость. Я считаю, что если юрист довел стороны до примирения, то это высший пилотаж», — делится Ждан-Пушкина.
Некоторых мотивировало эмоциональное выгорание от постоянных судов. Руководитель практики семейного и наследственного права IPN Partners Светлана Иванова пришла в медиацию после долгой судебной практики, где ее привлекал сам процесс: стратегия, аргументация, азарт. Но со временем стало важнее не выиграть спор, а понять, что за ним стоит.
Когда азарт уходит, начинаешь видеть за тяжбами реальные проблемы. Понимаешь, что у каждой стороны своя правда. Хотелось разобраться в причинах — почему люди не могут договориться. А медиация как раз помогает докопаться до сути. Причины конфликта часто оказываются неожиданными и совсем неочевидными.
Светлана Иванова, руководитель практики семейного и наследственного права IPN Partners
Партнер ФБК Legal Александр Григорьев заинтересовался медиацией в 2018 году и тогда же прошел обучение. На тот момент он уже больше 14 лет практиковал в налоговых спорах, и это показалось ему логичным способом использовать наработанные компетенции. Но приступив, он обнаружил, что медиация совсем не похожа на привычные методы разрешения споров.
Поначалу казалось, что это вообще магия какая-то. Медиатор никому ничего не советует, тем более не принимает решения, а люди, которые только что ненавидели друг друга, в результате радуются тому соглашению, что они сами и придумали.
Александр Григорьев, медиатор, партнер ФБК Legal
Для многих путь в медиацию начался с интереса к людям и их мотивам. Партнер фирмы Казаков и партнеры Наталья Бокова отмечает, что всегда стремилась не просто защищать интересы клиента, а помогать ему выйти из конфликта. Она давно интересовалась психологией и межличностными отношениями, а ее практика связана с семейными, наследственными и трудовыми спорами — ситуациями, где всегда задействованы личные эмоции. «Хотелось не доводить до суда, а искать примирение», — делится медиатор.
Некоторые проходят обучение и получают статус медиатора, но в практику не идут осознанно. Юрист Адвокатское бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург» Виктория Русанова получила профильную подготовку, чтобы разобраться, как работает процедура и чем может быть полезна. В итоге эти навыки пригодились ей не только в работе, но и в повседневной жизни. Как и другим.
Я верю в медиацию, потому что это экологичный и эффективный способ решения конфликтов. Навыки медиации полезны не только в бизнесе, но и в повседневной жизни. Их стоит преподавать в университетах, потому что научиться выходить из конфликта и эффективно вести переговоры необходимо каждому.
Мария Наконечная, медиатор, директор по правовым вопросам «Газпромнефть Экспертные решения»
С какими сложностями сталкиваются медиаторы
Работа медиатора — не про советы и не про юридические оценки. Его задача — выстроить конструктивный диалог между сторонами, помочь им сформулировать свои позиции, задать друг другу важные вопросы и самостоятельно найти решение. Медиатор остается нейтральным: он не предлагает готовых вариантов, не выносит оценки и не занимает ничью сторону. Главное — создать безопасную и понятную структуру общения, в которой участники конфликта смогут услышать друг друга и договориться. Для этого медиатору нужны не только знания, но и развитая эмпатия, терпение и навык управления эмоционально сложными ситуациями.
Один из самых эффективных инструментов — правильно поставленные вопросы. Тиллинг называет важной техникой прием «адвокат дьявола». Это когда медиатор задает вопрос стороне: а что, если нет, не будет того результата, на который вы рассчитываете? После такого вопроса стороны часто формулируют ответ, в котором и проявляется суть конфликта.
При этом самая простая на первый взгляд задача — просто собрать стороны за одним столом — может оказаться самой сложной. Яцентюк вспоминает, что нередко участники спора изначально готовы к диалогу, но отказываются в последний момент.
В моей практике были случаи, когда в предварительном разговоре стороны соглашались, а получив приглашение на медиацию — отказывались. Приходится разъяснять, что медиатор — не судья и не враг, а помощник, который даст возможность договориться без давления. Но человеческий фактор — это всегда большая сложность в работе.
Оксана Яцентюк, медиатор, третейский судья, генеральный директор «КПЦ «Континент»
Советник NERRA Лариса Пекарская тоже отмечает, что доверие к процедуре приходится выстраивать буквально с нуля. После получения статуса медиатора в 2020 году она сразу столкнулась с тем, что большинство клиентов вообще не понимали, что такое медиация. Чтобы это сработало, Пекарская готовила раздаточные материалы с описанием процедуры, чтобы человек мог в спокойной обстановке перечитать, как это работает, и принять решение.
Первые три медиации я проводила без оплаты, чтобы посмотреть, как медиативные техники работают в реальной конфликтной ситуации и показать доверителям, что это рабочий инструмент.
Лариса Пекарская, советник NERRA
Сложности бывают и в начале, и в самом процессе. Иногда конфликт затягивается, иногда у сторон меняется позиция, возникают новые эмоциональные всплески. По словам Ивановой, медиатору важно не зацикливаться на правовой части и смотреть глубже.
Причины конфликта чаще всего не лежат на поверхности. Каждая сторона считает себя правой, но настоящая проблема — в переживаниях, страхе, обиде. Когда удается это обсудить — решение находится.
Наталья Бокова, партнер фирмы Казаков и партнёры
Руководитель новосибирского представительства Национальной ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет» Мария Копылова отмечает, что в последнее время запросы на медиацию стали заметно более осознанными. Если раньше к ней приходили прежде всего как к юристу, а она уже сама предлагала медиацию как вариант, то теперь все чаще звонят сразу с конкретным запросом: «Нам нужна медиация». Тем не менее, отношение к процедуре у сторон остается осторожным не только из-за новизны, но и из-за страха неопределенности.
Сопротивление классическое: «Я-то готов договариваться, а вот они…». Есть и недоверие. Все хотят гарантированный и желательно конкретный результат. Часто люди попадают к юристам-мошенникам, потому что покупаются на гарантию результата. В медиации так не работает. Медиатор даже примерно не может спрогнозировать результаты переговоров, что пугает. Это как заходить на операцию. Понимаешь, что должно стать лучше, но все равно страшно, поскольку итог может быть и плохим.
Мария Копылова, руководитель новосибирского представительства Национальной ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет»
Бокова подчеркивает, что медиатору нужно уметь выдерживать паузы, слушать и не спешить давать советы. «Иногда сторонам просто нужно проговориться. Когда это происходит — они начинают слышать друг друга. И тогда все может сдвинуться с мертвой точки», — отмечает эксперт.