Автор: Дмитрий Казаков
Согласно ст. 20.5. федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Порядок идентификации и аутентификации зрителей, участников и иных лиц, задействованных в проведении соревнований, как установлено п. 4 указанной статьи, утверждается
Как усматривается из п. 15 Правил, для прохождения аутентификации и доступа на территорию места проведения официального спортивного соревнования посетителю необходимо иметь автоматически сформированный информационной системой электронный документ в виде QR-кода. Этот документ формируется на основании сведений о персонифицированной карте болельщика и о реализованных билетах.
Требования к персонифицированной карте, порядок ведения реестра этих карт, а также порядок принятия решений об отказе в оформлении или о приостановлении действия карты, также установлены постановлением
Пунктом 32. Требований определено, что решение об оформлении персонифицированной карты принимается Министерством спорта РФ в случае поступления сведений об отсутствии оснований для отказа из информационных систем ФСБ РФ и МВД РФ. При этом пунктом 34 Требований установлено, что решение об отказе в оформлении персонифицированной карты или о приостановлении её действия может быть принято, если имеется информация о фактах нарушения посетителем спортивного соревнования общественного порядка или о намерении совершить противоправные деяния — в соответствии с положениями пункта 4. статьи 20.6. федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
С точки зрения гражданского законодательства, отказ гражданину в праве на заключение публичного договора с лицом, для которого заключение договора является обязательным (продавцом билетов, организатором спортивно-зрелищного мероприятия) является ограничением прав, установленных
Внесудебное ограничение возможностей гражданина на совершение сделок по приобретению права на посещение спортивно-зрелищного мероприятия является нарушением п. 1 ст. 9 (осуществление гражданских прав по своему усмотрению), п. 5 ст. 10 (презумпция добросовестности и разумности), п. 1 ст. 17 (о равной правоспособности граждан), ст. 22 (о недопустимости ограничения правоспособности гражданина) Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, законодательством РФ с момента вступления в действие указанных нормативных актов, впервые установлено внесудебное поражение в гражданских правах граждан по признаку «намерения совершить» при отсутствии какого-либо деяния вообще (обнаружение умысла), а также по признаку необходимости обеспечения общественного порядка вне взаимосвязи с личностью гражданина вообще (объективное вменение), поскольку обязанность претерпевать негативные последствия возлагается на гражданина, обратившегося за получением или уже получившего персонифицированную карту, при отсутствии доказанной или даже какой-либо вообще вины.
Устанавливаемый таким образом статус получателя персонифицированной карты предполагает его заведомое неравноправие с остальными гражданами России, что особенно явно отображено в п. 36 Требований, которым не установлены ограничения по срокам извещения гражданина о принятии решения о приостановлении действия персонифицированной карты. В силу отсутствия ограничений, гражданин может быть уведомлен о приостановлении действия карты и об отказе в доступе на спортивное мероприятие непосредственно в момент прохождения системы контроля доступа на официальное соревнование. С учётом определённого в п. 22. Правил времени прохода — за 3 часа до начала соревнования, установленный порядок допускает внесудебный отказ гражданину в получении удовлетворения по возмездной и исполненной с его стороны сделке. Что является неправомерным во всех остальных, предусмотренных законом, случаях.
Поскольку согласно п. 36 Требований решение об отказе в предоставлении персонифицированной карты или о приостановлении её действия должно быть обосновано со ссылкой на основания, перечисленные в ч. 4 ст. 20.6. закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», то последующее обжалование заведомо не предполагает восстановления прав гражданина в случаях, предусмотренных применением к нему санкции по признакам «намерения совершить» или о необходимости обеспечения общественного порядка. Так как субъектом отношений с гражданином в случае принятия решения о выдаче (блокировке) персонифицированной карты является Министерство спорта РФ, а основанием для применения к нему ограничений являются сведения от иных ведомств (ФСБ и МВД), действия Министерства спорта в случае получения соответствующих сведений от иных ведомств будут заведомо правомерными.
Таким образом, с точки зрения общих принципов законодательства, статус гражданина с момента обращения за получением идентификационной карты для доступа на спортивные соревнования более всего соответствует статусу «лишенцев», категории которых были перечислены в ст. 65 Конституции РСФСР 1918 года (до сих пор не предусмотренного в РФ). Допускаемая возможность ограничения в гражданских правах обусловлена не виновным или каким-либо противоправным поведением гражданина, а вообще объективной необходимостью обеспечения общественного порядка (что является прямой обязанностью полиции в силу требований п. 1 ст. 1 федерального закона «О полиции»), То есть, приобретаемый в случае обращения за получением персонифицированной карты статус не приводит к расширению прав гражданина, определяемому его правомерным поведением (как, например, у соискателя лицензии на приобретение огнестрельного оружия), но лишь к возможности их ограничения по обстоятельствам, от него не зависящим.
Указанные обстоятельства в их совокупности позволяют сделать вывод о противоречии ст. 20.5. и 20.6 федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также постановления