Обойдёмся без местных

Автор: Алексей Мазуров

…жителей и органов. Такой вывод можно сделать по ФЗ от 20.03.25 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — 33-ФЗ) в части решения, как минимум, земельно-градостроительных вопросов. Дальше лучше с цитированием 33-ФЗ:

«К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые могут быть перераспределены законом субъекта Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, относятся осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации следующих видов муниципального контроля:

е) муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования;

ж) муниципальный лесной контроль".

Это подпункты «е» и «ж» пункта 29 части 2 статьи 32 33-ФЗ. Эти и многие другие полномочия у органов местного самоуправления (далее — ОМС) могут забрать региональные чиновники. При этом земельный или лесной (на землях городских лесов) контроль в 33-ФЗ будет по-прежнему называться муниципальным, хотя ничего муниципального в нём не будет. Дальше, придерживаясь последовательности изложения текста 33-ФЗ, в статье 32 очень громоздкий пункт 8 части 3:

«3. В целях обеспечения жизнедеятельности населения законом субъекта Российской Федерации может быть принято решение об осуществлении органами местного самоуправления следующих полномочий:

8) разработка и утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах муниципального образования, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования, принятие решений о резервировании земель и об изъятии земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных образований, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, принятие решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, принятие решения о комплексном развитии территории и заключение договора о комплексном развитии территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;".

Дальше покороче изложен «земельный» пункт 9:

«9) принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятие решения о переводе земельных участков, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Это «земельно-градостроительные» полномочия, предоставлявшиеся ОМС прежними федеральными законами. Они ОМС больше не принадлежат: региональным законом их могут предоставить или не предоставить, а предоставив, соответственно, забрать. Подобное и раньше делалось, но не во всём. Например, в Московской области разработка правил землепользования и застройки велась областными ведомствами, а утверждались они ОМС. Теперь и разработка, и утверждение всех вышеприведённых решений может вестись только региональными чиновниками.

Местные жители, как и ОМС, тоже лишаются влияния на застройку. Часть 10 статьи 47 33-ФЗ вроде бы говорит, что «по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности». Однако согласно части 13 этой же статьи «результаты публичных слушаний, общественных обсуждений носят рекомендательный характер».

Впрочем, до каких-либо результатов публичных слушаний и общественных обсуждений может не дойти. В той же Московской области с 2022 года публичные слушания и общественные обсуждения отменены по всем вопросам изменения правил землепользования и застройки и по многим вопросам изменения генеральных планов городских округов. Так же может быть и в других регионах — с дозволения ст. 7 ФЗ от 14.03.22 № 58-ФЗ.

Где их ещё не отменили, публичные слушания подменяются общественными обсуждениями. Разница в собрании участников, т. е. местных жителей: при общественных обсуждениях его нет, каждый желающий голосует электронно-дистанционно, что не позволяет проверить достоверность результатов, как и при всех других таких голосованиях.

В общем, земельно-градостроительные вопросы теперь могут решаться без местных жителей и органов. 2025, апрель