Автор: Алексей Мазуров
Появилось Постановление Правительства Ярославской области
Реквизиция — это принудительное изъятие имущества,
Ярославская область стала первым регионом, где нормативное постановление о реквизиции недвижимости принято после указа Путина
По датам: постановление на следующий день после указа. По содержанию — оба про защиту от чрезвычайных ситуаций. Сопоставляя эти акты друг с другом и с главными событиями в стране за последние месяцы и особенно недели, становится понятна обусловленность ярославского постановления указом Путина, а также в связи с какими чрезвычайными обстоятельствами государство наметило реквизировать недвижимость. Как эти акты «стыкуются» с ФЗ-предшественниками?
В законодательном регулировании реквизиции разного имущества первичной была ст. 242 ГК. К реквизиции земельных участков применяется ст. 51 ЗК. Но в отличие от ст. 51 ЗК, говорящей о реквизиции земельных участков как о временном изъятии, ст. 242 ГК слово «временное» не содержит. Ярославское постановление вслед за ст. 242 ГК тоже отделяет реквизицию от временного занятия и тем самым допускает реквизицию земельных участков постоянной — словами «по вопросам реквизиции и временного занятия» в наименовании и «реквизиция и (или) временное занятие» по тексту.
О домах,
П. 2 ст.51 ЗК отделяет реквизицию от изъятия для «обычных» государственных нужд по другим законоположениям. Разница в том, что при изъятии для «обычных» государственных нужд (как правило, для строительства дорог) нужны градостроительно-планировочные документы и по их проектам общественные обсуждения, поэтому те, у кого изымают, могут узнать об этом заблаговременно. Реквизиция предполагает отсутствие гласности, ситуативность и внезапность: совсем недавно ничто не предвещало изъятие недвижимости, сегодня её изымают, и почему-то не у соседа. Ярославское постановление не предусматривает какое-либо предварительное извещение тех, у кого реквизируют, о них только последний абзац:
«Собственники, иные правообладатели считаются уведомленными со дня получения копии постановления Правительства области или со дня возврата почтового отправления отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ „О почтовой связи“.».
В общем, ожидается примерно так: тайно от собственника недвижимости её решили реквизировать, собственнику послали решение о реквизиции по почте, оно через день-два вернётся в почтовое отделение «в связи с неудачной попыткой вручения» (как постоянно происходит с доставкой других извещений), собственник об этом не знал, но недвижимость считается у него реквизированной, она ему уже не принадлежит. Узнает он об этом, когда к «его» недвижимости придут вооружённые люди в форме и «вежливо» попросят покинуть реквизированную недвижимость, или, когда откуда-то вернувшись, он обнаружит бывшую свою недвижимость с выломанными дверями и занятой посторонними людьми (вероятно, тоже вооружёнными и в форме).
При реквизиции должно быть возмещение рыночной стоимости изымаемой недвижимости (п. 3 ст.51 ЗК),
На последующее равноценное возмещение при реквизиции тоже не стоит особо рассчитывать — можно судить по аналогии с возмещением при изъятии для «обычных» государственных нужд, при котором оно предварительное,
Помню, как двадцать лет назад — сразу после издания ЗК — составлялись авторские коллективы для комментариев его статей. Тогда мало кто хотел браться за комментарий ст. 51 ЗК о реквизиции, и вовсе не из-за сложности её содержания: юристы не видели её частого практического применения на многие годы вперёд, комментарий законоположений о реквизиции невозможно было сопроводить правоприменительной практикой из-за отсутствия таковой, жизнь тогда при всех её издержках и некоторых исключениях от чрезвычайщины отдалялась. Лишь позднее изредка принимались «разовые» постановления о реквизиции единичных объектов недвижимости по действительно внезапным поводам, например, Постановление Правительства Ярославской области
Теперь вследствие т.н. «оптимизаций» и прочих общеизвестных «прорывов» настали другие обстоятельства. Поэтому и появляются долговременные постановления о реквизиции недвижимости — с постоянными комиссиями (в Ярославской области в неё зачем-то записали заместителя руководителя Верхне-Волжского БВУ Росводресурсов) и подробными формально подзаконными «нормами», что говорит об ожидании чрезвычайщины в разных местах и о фактическом переводе реквизиции в плановый режим. «Нормы» в кавычках, поскольку чрезвычайщина и норма если совместимы, то очень условно.
Вероятно, другие регионы тоже скоро примут постановления о реквизиции недвижимости «по ярославскому образцу» и начнут их применять: это «в тренде», по-быстрому, предположительно дешевле и сокращение чрезвычайных ситуаций в стране в ближайшее время не предвидится.