Автор: Алексей Мазуров
ООПТ — это особо охраняемые природные территории. Десятки лет законодательство запрещало строительство в них многих объектов и сокращение площадей. Похоже, скоро разрешит.
В декабре 2025 года в Государственную Думу внесён правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особо охраняемых природных территориях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которому присвоен № 1 096 223−8 (далее — законопроект). Вступление в силу в нём указано с 1 марта 2027 года,
Законопроект предлагает разрешить в заповедниках «размещение объектов федерального значения при отсутствии иных вариантов размещения таких объектов. Под объектами федерального значения понимаются объекты государственного значения, имеющие существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации». Это не объекты обороны и безопасности, про которые в законопроекте отдельный разрешающий подпункт. До сих пор на практике ими были в основном линейные объекты, но программными и градостроительными документами федеральным значением можно наделить и многие другие объекты.
В законопроекте говорится, что в заповедниках это «допускается в исключительных случаях на основании решения Правительства Российской Федерации»; что «решение о размещении указанных объектов принимается на основании положительного решения» создаваемой по нему же комиссии; что «лицо, осуществляющее размещение объекта федерального значения, обязано на всех стадиях жизненного цикла такого объекта принимать меры, направленные на недопущение или уменьшение ущерба природным комплексам и объектам растительного и животного мира». Вероятно, про отсутствие иных вариантов мы увидим что-то вроде «за границами ООПТ дороже», комиссия это утвердит (не для того её создадут, чтобы она отказывала Правительству РФ), а заказчик/застройщик напишет про «уменьшение ущерба» и будет, как в законопроекте, «ежегодно уплачивать сбор на обеспечение охраны, использования и развития особо охраняемых природных территорий». В законопроекте предусматривается расходование этого сбора на ООПТ, однако сколько ни пиши и ни плати, вырубка деревьев и разрушение скал для строительства и последующей эксплуатации, например, дороги в заповеднике объективно не могут сохранить его в прежнем — природном — состоянии. Для других ООПТ в законопроекте аналогичные положения, а в природных парках и заказниках допускается строительство объектов регионального значения.
Если соблюдение вышеизложенного в ООПТ будет считаться невозможным, то дальнейшими положениями законопроекта допускается сокращение площади ООПТ — тоже «в исключительных случаях», среди которых «необратимая полная утрата землями, земельными участками, водными объектами, их частями особого природоохранного значения в связи с чрезвычайными ситуациями природного характера, не связанная с неправомерными действиями третьих лиц, и необходимость использования таких земель, земельных участков, водных объектов, их частей для целей развития территории». Предполагаем, что это приведёт, например, к сокращению объяснений лесных пожаров непотушенными кострами туристов и увеличению их числа вследствие ударов молний. И вскоре окажется, что на месте сгоревшей ООПТ необходимо «комплексное развитие территории», что по градостроительному законодательству допускает
Да — будет много обследований, заседаний, решений соответствующих органов, комитетов, комиссий. И наряду с ними — то, для чего готовился законопроект: застройки ООПТ с сокращениями их площадей.





