Налоговые итоги октября: исключение НДС из договора и возврат долга за рубеж

Налоговое право

В октябре Верховный суд запретил исключать налог на добавленную стоимость из цены арендного договора, арендодатель по которому перешел на налоговую упрощенку. Эксперты предупреждают, что такая позиция экономколлегии помешает исправлять любые соглашения, поэтому предлагают прописывать в договорах возможность пересматривать цену при изменении налогового режима одной из сторон. В другом важном определении судьи добавили рисков российским заемщикам, которым приходится возвращать деньги иностранным кредиторам.

Автор: Елена Муратова

Источник: ПРАВО.RU

Налоги при трансграничной выплате

Что произошло: 6 октября экономколлегия Верховного суда опубликовала определение по делу «Уральского банка реконструкции и развития» (№ А40−121 109/2022). Спор шел о сумме более 400 млн руб., доначисленной на выплаты в адрес кредитора — компании из Сингапура.

При налогообложении процентов банк, как налоговый агент, применял льготы по налогу у источника, руководствуясь положениями соглашения об избежании двойного налогообложения с Сингапуром. При этом редакция Налогового кодекса, действовавшая в 2016 году, предусматривала право налогового агента запросить у иностранной организации подтверждение ФПД (фактический получатель дохода). Это право стало обязанностью с 2017 года в новой редакции НК, рассказывает юрист Налоговой практики ALUMNI Partners Наталия Артеменко.

Верховный суд обратил внимание на доводы налоговой инспекции о том, что сингапурская компания не была фактическим получателем дохода. Им стала материнская компания, зарегистрированная в офшорной юрисдикции Каймановых островов, с которыми у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения. Из пояснений сингапурского контрагента известно, что деньги для займов предоставлялись материнской организацией, а проценты направлялись на ее счета в день их получения из РФ. Это подтверждается и назначением платежей между зарубежными компаниями, в которых речь шла о «возврате».

Экономколлегия указала, что при выплате дохода налоговый агент должен самостоятельно проверять наличие ФПД, исходя из документов, полученных от иностранной компании.

Почему это важно: ВС добавил налоговым агентам пласт новых рисков, которые могут «кристаллизоваться» уже 22 ноября, когда спор повторно рассмотрят в первой инстанции, комментирует налоговый консультант Tax Compliance Сергей Иванов. «Эти риски будут носить перманентный характер, поскольку российский налоговый агент, как правило, объективно не знает, будет ли его иностранный контрагент ФПД и как он распорядится доходом в дальнейшем. Этого и не требует НК, указывая лишь на необходимость подтверждения права на доход», — продолжает эксперт.

Таким образом, позиция ВС возлагает на налогового агента обязанность тщательно проверять доказательства, что иностранный контрагент будет фактическим получателем дохода. И эта обязанность не ограничивается формальным подтверждением иностранной организации своего ФПД, объясняет Артеменко. С точки зрения управления рисками, получается, что любая выплата дохода иностранцу автоматически квалифицируется как высокорисковая, поскольку в любой момент может выясниться, что контрагент — посредник, а не ФПД, констатирует Иванов.

2. Налоги и субсидиарка

Что произошло: 30 октября Конституционный суд вынес постановление № 50-П, где разъяснил условия субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц по налоговым долгам ликвидированных организаций. Налоговый штраф носит карающую функцию и считается мерой финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения, напомнил суд. Поэтому в рамках субсидиарной ответственности нельзя взыскать суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенные на организацию-налогоплательщика.

Почему это важно: КС вносит ясность в понимание того, какие именно суммы можно взыскать в рамках дел о привлечении к субсидиарной ответственности. «Исключение налоговых штрафов из таких сумм, безусловно, приятная новость для контролирующих лиц», — уверен Иванов.

3. Налоговый режим контрагента

Что произошло: ВС вынес определение по спору между МУП «Майкопские тепловые сети» и «Автономной теплоэнергетической компанией» (дело № А01−525/2021). Заключенный по результатам торгов договор между сторонами предусматривал, что арендная плата включает НДС, а ее размер нельзя пересмотреть в меньшую сторону. Позднее арендодатель перешел на упрощенную систему налогообложения, что позволило ему не платить НДС.

Три инстанции согласились, что арендодатель, который не платит НДС, не вправе требовать с арендатора уплаты такого налога, входящего в стоимость арендной платы по договору. Освобождение арендодателя от уплаты НДС влечет изменение размера арендной платы, подтвердили суды. Экономколлегия с этим не согласилась и сделала два важных вывода.

Во-первых, нельзя уменьшить цену в одностороннем порядке из-за того, что арендодатель перестал уплачивать НДС по причине перехода на упрощенку. Это вопрос публичных отношений между налогоплательщиком и бюджетом. Ни договор, ни гражданское законодательство не содержат такого основания для снижения стоимости.

Во-вторых, из-за специфики субъекта (МУП) и заключения договора аренды по результатам конкурса нормативные правовые акты не допускают уменьшения цены договора даже по соглашению сторон. Иначе это приведет к злоупотреблениям и преимуществу победителя конкурса.

Почему это важно: первый вывод ВС своими последствиями затрагивает не только договор аренды и не только взаимоотношения с муниципальными предприятиями. Эта позиция распространяется на все гражданско-правовые договоры, предупреждает партнер Пепеляев Групп Антон Никифоров. И неважно, приобретаете ли вы консультационные услуги, подрядные работы или оплачиваете товар в рассрочку.

Выводы ВС могут распространяться и на ситуации, когда арендодатель, поставщик, исполнитель получают от государства отраслевые налоговые преимущества. Например, ставка НДС по их операциям становится 0% вместо 20. Если нет взаимного согласия изменить цену с учетом установления нулевой ставки налога, то в одностороннем порядке это сделать не получится.

Антон Никифоров

При сохранении обсуждаемой правовой позиции ВС возникают риски для покупателей, заказчиков, арендаторов, когда они не смогут в одностороннем порядке уменьшить цену договора на сумму НДС, если контрагент перешел на УСН, предупреждает эксперт. «Минимизировать свои риски для обычных договоров, заключенных без конкурса, видимо, можно, только прописав в самом договоре правила изменения цены в зависимости от НДС», — объясняет Никифоров.

4. Возврат отобранных льгот

Что произошло: в октябре был представлен и принят в первом чтении законопроект Минфина № 448 566−8, который отменяет налог на доходы зарубежных компаний от деятельности в пользу России или разрешает применять к ним пониженные ставки. В число доходов, к которым применяется налоговая льгота, входят:

  • средства от урегулирования страховых и претензионных требований с иностранными лизингодателями по договорам аренды российских самолетов, заключенных до 5 марта 2022-го;
  • процентные доходы, которые выплачиваются экспортно-кредитным агентствам, поддерживающим поставщиков в стране-экспортере;
  • выплаты за трансляцию ведущих международных спортивных событий и права пользования таким контентом;
  • лицензионные платежи за право пользования ПО и другими нематериальными активами, у которых нет аналогов в России;
  • доходы от продажи российских морских судов.

«Важное условие: российская организация, выплачивающая доходы, и иностранная организация — получатель доходов, не должны быть взаимозависимыми лицами», — подчеркивает ведущий юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» Ю К Лемчик, Крупский и Партнеры Альбина Нурушева.

Почему это важно: после приостановки действия соглашений об избежании двойного налогообложения с 38 недружественными странами власти решили вернуть хотя бы часть налоговых льгот, положенных бизнесу. При этом, как отмечала советник AБ Казаков и партнёры Елена Муратова, правительство позаботилось о сфере госинтересов, но обошло стороной независимые личные услуги: работу преподавателей, архитекторов, адвокатов и других специалистов. Кроме того, чтобы правительственные поправки заработали, придется принимать подзаконные акты, например составить реестр ПО, у которого нет российских аналогов.