Поддержали как могли: топ законов года для бизнеса

Автор: Любовь Степанова

Источник: ПРАВО.RU

Помимо банкротного моратория, ставшего уже классическим для кризисных ситуаций, власти попытались множеством других путей поддержать бизнес и наладить его работу. Например, ограничили проверки предпринимателей и автоматически продлили лицензии. Но параллельно с этим принимались поправки, которые не упростят жизнь бизнеса, но даже сделают ее сложнее. Например, таковы новые правила работы с персональными данными и рекламой, а еще дополнительные ограничения для договоров с потребителями.

1.Банкротный мораторий и кредитные поблажки

Пожалуй, самой обсуждаемой мерой поддержки стал проверенный двумя годами ранее механизм банкротного моратория. Но в этот раз запрет на возбуждение дел о несостоятельности касался вообще всех компаний, а не только отдельных отраслей. «Второе пришествие» такого моратория стало более радикальной и всеобъемлющей мерой, защитившей гораздо больше субъектов, нежели «ковидная», подтверждает юрист Инфралекс Дарья Соломатина.

Мера оказалась востребованной среди бизнеса. Об этом, по словам юриста, свидетельствует процентное выражение отказов от предложенной защиты, не превысившее 0,6% от общего числа подмораторных лиц. При этом Соломатина предполагает, что волна банкротств, глобально не захлестнувшая бизнес в 2021 году, с бóльшей вероятностью ожидаема сейчас. «Существенными при таком варианте событий станут компенсационные вопросы для кредиторов компаний и граждан, защитившихся мораторной поддержкой», — полагает эксперт.

Помимо банкротного моратория, власти также поработали с кредитной нагрузкой компаний. До 30 сентября 2022 года малые и средние предприятия из особенно пострадавших от санкций отраслей были вправе попросить кредиторов об отсрочке платежей по всем кредитам и займам, оформленным до 1 марта 2022 года. Закон разрешал отложить выплаты на срок до полугода. Если кредитов несколько, можно было взять отсрочку по каждому из них, но только один раз.

Предпринимателям дали время на адаптацию к изменившимся условиям. Предполагается, что они должны были найти возможность справиться с финансовыми трудностями, не закрывая бизнес и не увольняя сотрудников.

Андрей Соломяный, партнер юридической компании Tax Compliance

Но уже в первые несколько дней после окончания банкротного моратория суды столкнулись с кратным увеличением новых заявлений о банкротстве (подробнее — Первые итоги нового банкротного моратория).

2.Реструктуризация долгов

Заемщикам дали возможность реструктурировать долги. Центробанк рекомендовал кредитным организациям не только предоставлять возможность реструктурировать проблемную задолженность, но и не требовать уплаты пеней и штрафов с тех должников, финансовое положение которых ухудшилось после февраля из-за санкций.

Реструктуризация должна серьезно повлиять на поддержание и устойчивость бизнеса в сложных условиях. По данным СМИ, только за первые шесть месяцев после начала кризиса реструктурированы кредиты на сумму более 9,5 трлн руб.

Зоя Галеева, управляющий партнер АО «ЦРПА»

3.Мобилизационная поддержка

Объявленная в сентябре мобилизация тоже потребовала поддержать бизнес. Она коснулась в основном мобилизованных предпринимателей.

Во-первых, им предоставили кредитные каникулы: предприниматель может оформить отсрочку по платежам за основной долг и процентов по кредиту. Льгота рассчитана на призванных на военную службу предпринимателей — единственных участников ООО.

Важное дополнение: мобилизованный предприниматель имеет право продлить кредитные каникулы на период своего нахождения на лечении в стационаре больниц, госпиталей и других медорганизаций.

Юрий Тюрин, управляющий партнер ЮРЭНЕРГОКОНСАЛТ

Во-вторых, им дали право на отсрочку от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, а также продлили сроки предоставления налоговых деклараций и отчетов о движении денежных средств по счетам. «Льгота предложена в интересах предпринимателей-руководителей, которые одновременно единственные учредители своих компаний», — объясняет Тюрин.

При этом если предприниматель не успеет в установленный срок передать управление компанией доверенному лицу, то всех его сотрудников автоматически уволят. Эта норма касается только такого бизнеса, где мобилизованный и гендиректор, и единственный учредитель.

4. Продление лицензий

Срок действия лицензий и других видов разрешительных документов автоматически продлили на 12 месяцев, а их получение или переоформление разрешили проходить по упрощенной схеме. Эта мера помогла бизнесу сократить издержки, связанные с разрешительными процедурами.

5. Плановые проверки на паузе

Одной из важнейших мер поддержки бизнеса в условиях санкций стало введение моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса 
до конца 2022 года, кроме отраслей, связанных с рисками для жизни и здоровья граждан. Эта мера позволила «существенно» снизить административную нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства, отмечает юрист А Б Казаков и партнёры Любовь Степанова. Эта мера оказалась востребованной — настолько, что ее решили продлить на весь 2023 год.

6. Недопустимые условия в договорах

С 1 сентября установлен перечень условий, которые включать в договор запрещено как ущемляющие права потребителя. Среди них такие:

  • право продавца в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательства или изменить условия договора;
  • ограничение потребителя в выборе территориальной подсудности споров;
  • штрафы потребителю за отказ от исполнения договора;
  • платные допработы без согласия потребителя;
  • ограничение потребителя в способе и форме оплаты товаров (работ, услуг);
  • уменьшение размера законной неустойки;
  • ограничение возможных требований к продавцу (исполнителю) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества.

Если такие условия все-таки попадут в договор с потребителем, их признают ничтожными. А если из-за них потребитель понес убытки, то продавец или изготовитель должны их возместить в течение десяти дней после обращения.

А еще продавцу запретили отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора после отказа предоставить персональные данные (если потребитель не обязан это сделать по закону). За это вводится административная ответственность. Штраф для должностных лиц составит от 5000 до 10 000 руб., для юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

7. Персональные данные по-новому

1 сентября вступили в силу масштабные поправки к закону «О персональных данных». Эти нововведения коснулись, по сути, всех участников рынка, вне зависимости от индустрии и размера бизнеса, уверен партнер BGP Litigation Александр Панов. Эксперт называет эти изменения самыми масштабными в законодательстве о персональных данных с 2015 года, когда вступили в силу правила о локализации персональных данных.

Вот ключевые положения нового закона:

  • Прямо закреплен экстерриториальный принцип действия закона.
  • Расширены обязанности по подаче уведомления об обработке персональных данных. Теперь такое требование применимо почти к любому оператору.
  • Приняты особые правила реагирования на инциденты, связанные с утечками персональных данных, что в теории должно обеспечить большую защиту персональным данным.
  • Уточнены требования к содержанию локальных актов оператора, которые регулируют обработку персональных данных в компании. Придется корректировать внутренние документы, предупреждает Панов: например, в политиках теперь необходимо указывать перечень персональных данных и иную информацию об условиях обработки в отношении каждой цели обработки.

Уточнены требования к содержанию поручения на обработку персональных данных. «Поэтому важно пересмотреть текущие поручения и заключить необходимые дополнительные соглашения для приведения их в соответствие новым требованиям», — продолжает эксперт.

Важная часть поправок вступит в силу только 1 марта 2023 года, но подготовиться к ним стоит уже сейчас. Речь об изменениях в правилах трансграничной передачи персональных данных. Теперь трансграничная передача требует обязательного уведомления Роскомнадзора. Дальнейшие действия будут зависеть от того, в какую страну данные передаются, обеспечивает она или нет соответствующий уровень защиты данных. «В последнем случае передача персональных данных будет допустима только при условии прямого разрешения Роскомнадзора», — предупреждает Панов.

Эти нововведения, ввиду их масштаба, затронут фактически любую компанию. Чтобы адаптировать бизнес-процессы под изменения и не допустить нарушений, рекомендуем провести аудит текущих процессов обработки персональных данных и привести их в соответствие новым требованиям.

Александр Панов

8. Уголовки без материалов от налоговой не будет

Зато уменьшить давление на бизнес должны мартовские изменения в УПК, согласно которым уголовные дела по «налоговым» составам должны основываться на материалах налоговых служб. Такие изменения в законодательстве значительно уменьшат количество возбуждаемых уголовных дел, уверен партнер юрфирмы Юков и Партнеры Марк Каретин.

9. Про штрафы

В марте в КоАП внесли поправки, которые смягчают административную ответственность для бизнеса. Теперь за нарушения, выявленные при госконтроле, штраф назначается в минимальном размере. А если по итогам проверки бизнес обязали заплатить штраф, то в течение 20 дней с даты вынесения постановления о наказании можно уплатить его со скидкой 50% от суммы. Еще одно приятное изменение: если во время проверки выявили несколько нарушений, то оштрафуют все равно как за одно.

А в июле смягчили штрафы за нарушения валютного законодательства. Размер штрафа по ст. 15.25 КоАП снизился с 75−100% от суммы незаконной валютной операции до 20−40%. Также были установлены случаи, когда лиц не привлекут к административной ответственности, если нарушение резидентом требований валютного законодательства обусловлено санкциями, введенными иностранными государствами. Это изменение помогло значительно снизить риски бизнеса при ведении внешнеторговой деятельности, отмечает Лидия Горшкова, руководитель банковской практики Пепеляев Групп

10. Без лишнего внимания от антимонопольщиков

Февральские поправки к закону «О защите конкуренции» вдвое повысили суммарную стоимость активов, которая позволяет не согласовывать M&A-сделку с антимонопольным органом — с 400 до 800 млн руб. Аналогичное увеличение пороговых значений предусмотрено для признания допустимыми антиконкурентных «вертикальных» соглашений, а также для некоторых антимонопольных требований, предусмотренных законом «О торговле». Кроме того, компании теперь не могут быть признаны доминирующими хозяйствующими субъектами, если их годовая выручка не превышает 800 млн руб.

«Подобные меры государства по изменению пороговых значений освобождают малый и средний бизнес от избыточного антимонопольного контроля и способствуют сокращению бюрократических издержек для малого и среднего бизнеса», — отмечает Степанова.

11. Маркировка рекламы

1 сентября вступили в силу поправки к закону «О рекламе», которые, по мнению старшего юриста практики корпоративного права и M&A Lidings Юлии Кузьменко, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Теперь рекламодатели должны отчитываться перед Роскомнадзором о размещаемой в интернете рекламе, а рекламораспространители — маркировать рекламные публикации. Согласно разъяснениям ФАС, нововведения касаются и рекламы в Telegram. Данные о рекламодателях, рекламораспространителях, операторах рекламных систем и так далее будут храниться до пяти лет. К ним могут получить доступ госорганы, например ФНС.

По словам Кузьменко, бизнес оценил нововведения неоднозначно. С одной стороны, они делают прозрачнее коммуникацию с потребителями и помогают отделять рекламу от «искренних рекомендаций» блогеров. С другой — изменения стали мотивацией для «саморегулирования» индустрии, поскольку отличить рекламу от информации, на которую действие закона не распространяется, может быть сложно.