Актуальные нормы законодательства, действующие с 2016 года


Закупки

1. С 1 января 2016 года начала работать единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).

С 1 января 2016 года начала работать единая информационная система в сфере закупок — ЕИС (введена приказом Казначейства России от 22.12.2015 № 354 «О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»).

До начала работы ЕИС информация о закупках размещалась на сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru), который с 1 января 2016 года прекратил свою работу.

В ЕИС размещается, хранится и предоставляется вся информация, которая касается всех категорий закупок: государственных (муниципальных) закупок, регулируемых Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также закупок отдельными видами юридических лиц, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Работа самой ЕИС также регулируется указанными законами и рядом подзаконных актов.

В ЕИС пользователи будут иметь доступ к информации и документации по каждой конкретной закупке, в том числе к:

  • нормативно-правовой базе, регулирующей закупки;
  • реестру планов закупок и информации об их реализации;
  • реестру планов-графиков и информации об их реализации;
  • информации об исполнении контрактов;
  • реестру контрактов;
  • реестру недобросовестных поставщиков;
  • библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  • реестру банковских гарантий;
  • реестру жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
  • перечню международных финансовых организаций;
  • результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  • отчетам заказчиков;
  • каталогам товаров, работ, услуг;
  • информации о складывающихся на товарных рынках ценах, а также о размещаемых заказчиками запросах цен;
  • информации и документам, размещение которых предусмотрено Законом о закупках;
  • информации о запретах, условиях допуска импортных товаров, а также работ и услуг, которые предоставляют иностранные граждане, перечню иностранных стран, с которыми Россия заключила договор о применении национального режима.

2. О формировании и обосновании закупок.

С января 2016 года вступают в действие изменения в порядке проведения закупок по Закону о закупках № 44-ФЗ:

— Теперь государственным и муниципальным заказчикам в обязательном порядке нужно формировать план закупок. В плане закупок необходимо указывать: цели закупок; наименования объектов закупки; сроки (периодичность) закупок; объемы финансового обеспечения и некоторые иные сведения (ст. 17 Федерального закона от 04.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

— Дополнились требования к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения (ст. 21 Закона о закупках № 44-ФЗ). Заказчики обязаны формировать планы-графики в соответствии с планами закупок и установленными требованиями.

— Расширены полномочия контрактной службы, контрактного управляющего (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 38 Закона о закупках № 44-ФЗ).

В дополнение к существующим полномочиям добавились разработка плана и плана-графика закупок, подготовка изменений в них, их размещение (и внесенных в них изменений) в ЕИС.

— Нужно обосновывать закупки (ст. 18 Закона о закупках № 44-ФЗ).

Закупки обосновываются в два этапа:

1) при формировании плана закупки заказчик должен доказать, что каждый объект закупки соответствует: целям, указанным в статье 13 Закона о закупках № 44-ФЗ и требованиям, которые предъявляются к закупаемым товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика;

2) при формировании плана-графика заказчик должен обосновать начальную (максимальную) цену контракта, способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

— Нужно подбирать объекты закупок, которые отвечают требованиям нормирования, то есть требованиям к закупаемым товарам, работам и услугам (в т. ч. предельные цены) и нормативным затратам на обеспечение деятельности государственных (муниципальных) заказчиков (ст. 19 Закона о закупках № 44-ФЗ).

— Заказчик должен решить, кто проводит закупки (ч. 5 ст. 26 Закона о закупках № 44-ФЗ).

Органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) были вправе, а теперь обязаны решить, как они и подведомственные им субъекты будут осуществлять полномочия заказчика: самостоятельно или привлекут уполномоченные органы и учреждения.

3. Установлены максимальные пределы расходов при приобретении служебных автомобилей для руководителей федеральных органов власти.

Постановлением Правительства Р Ф от 02.09.2015 № 927 (далее — постановление) установлены лимиты на максимальную стоимость и потребительские свойства транспортных средств, мебели и средств связи, которые вправе использовать государственные чиновники при исполнении ими своих должностных полномочий.

В частности, руководители российских федеральных органов власти не вправе приобретать для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн руб. Руководство федеральных агентств вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн руб. Руководитель и заместители структурных подразделений федерального государственного органа вправе приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб.

Постановление вступило в силу с 1 января 2016 г.

Регистрация прав и субъектов права. Корпоративное право

1. О регистрации компаний по новым правилам.

С 1 января 2016 года начали действовать новые положения о регистрации, касающиеся всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы.

— Увеличилось число способов подачи документов для государственной регистрации юридического лица и внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Теперь представить документы на регистрацию общества можно через нотариуса, заверившего подпись на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении). В этом случае за итоговыми документами нужно обратиться к нему же. Нотариус выдает их в электронной форме или в бумажном виде на основании удостоверения их равнозначности электронным документам (ст. 86.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Получение итоговых документов у нотариуса возможно непосредственно заявителем или его представителем. Полномочия представителя должны быть подтверждены по нотариально удостоверенной доверенности либо по доверенности в простой письменной форме, которую ранее представил нотариусу сам заявитель.

2. О предоставлении налоговой инспекции права проверки достоверности сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ.

При наличии, как указывает закон, «обоснованных сомнений» в достоверности сведений включаемых или содержащихся в ЕГРЮЛ налоговая инспекция теперь вправе:

  • осматривать объекты недвижимости (например, по адресу учреждаемой компании);
  • получать необходимые объяснения, справки, сведения;
  • и проводить иные «мероприятия».

Проверка достоверности, в частности, касается адреса организации в пределах ее места нахождения, информации об учредителях (участниках) организации, а для ООО также сведения о долях в уставном капитале, и данных о руководителе.

Процедура государственной регистрации при этом приостанавливается до окончания проверки, но не более чем на один месяц. В случае подтверждения недостоверности сведений, в государственной регистрации организации или внесения изменений о ней могут отказать.

Если проверка проводится в отношении уже содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, налоговая инспекция вправе потребовать от организации представить достоверную информацию. Срок для предоставления достоверных сведений — 30 дней. Если в течение указанного срока достоверность не будет подтверждена, налоговая инспекция может внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений.

3. Об увеличении количества документов по сделкам, подлежащих обязательному нотариальному заверению.

Теперь у нотариуса необходимо заверять:

  • оферту о продаже доли в уставном капитале в случае, когда участники (само общество) имеют преимущественное право покупки (п. 5 ст. 21 Закона об ООО № 14-ФЗ);
  • договор купли-продажи доли, по которому в роли покупателя выступает участник ООО, воспользовавшийся преимущественным правом покупки ;
  • заявление участника о выходе из ООО (п. 1 ст. 26 Закона об ООО № 14-ФЗ);
  • требование о приобретении доли обществом в случае, когда общее собрание участников одобрило крупную сделку или решило увеличить уставный капитал общества, а участник проголосовал против такого решения либо не принимал участия в голосовании (п. 2 ст. 23 Закона об ООО № 14-ФЗ).

4. Об изменении требований к сделке по отчуждению доли в уставном капитале общества.

Сделка по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества теперь подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 11 ст. 21 Закона об ООО № 14-ФЗ). Это нововведение означает, что составление договора купли-продажи доли обязательно. Ранее в такой ситуации закон не обязывал составлять единый документ. Особое значение это изменение имеет для случая, когда долю приобретают по преимущественному праву покупки.

Также закон конкретизировал документы, которые необходимо предоставить нотариусу в качестве подтверждения права участника общества на отчуждаемую долю в уставном капитале.

Такими документами могут быть (п. 13.1 ст. 21 Закона об ООО № 14-ФЗ):

  • договор купли-продажи (иная сделка);
  • решение единственного учредителя о создании общества или договор об учреждении общества (учредительный договор общества, заключенный ранее 1 июля 2009 года), в зависимости от того, создано ли ООО единолично или совместно с другими участниками;
  • протоколы общего собрания участников общества, если доля или часть доли приобреталась при увеличении уставного капитала ООО, распределении долей, принадлежащих обществу, и в иных случаях принятия указанного решения общим собранием;
  • свидетельство о праве на наследство;
  • решение суда.

Выписку из ЕГРЮЛ в отношении участника представлять не нужно, нотариус получает ее самостоятельно в электронной форме в день удостоверения сделки.

5. Об установлении срока, в течение которого ООО может воспользоваться преимущественным правом покупки доли.

С 1 января 2016 г. в Законе об ООО установлен срок, в течение которого общество с ограниченной ответственности может воспользоваться преимущественным правом покупки доли. Он составляет семь дней со дня истечения преимущественного права покупки у участников общества или отказа всех участников общества от использования такого права (п. 5 ст. 21 Закона об ООО). При этом устав может предусматривать более длительный срок.

Ранее ООО фактически не могло воспользоваться преимущественным правом в случае, когда устав не регулировал срок для этого.

6. Об увеличении уставного капитала.

Требования к решению об увеличении уставного капитала общества ужесточились.

Если решение об этом принимается общим собранием участников, то факт принятия решения и состав участников, присутствовавших при этом, должны быть нотариально удостоверены (п. 3 ст. 17 Закона об ООО). Подтвердить эти обстоятельства иными способами нельзя.

7. О расширении полномочий налоговой инспекции при принятии решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Увеличилось количество оснований, позволяющих налоговой инспекции отказывать в государственной регистрации. Новые основания изложены в пунктах «ф» и «х» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц:

  • нарушение порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных обязательных для осуществления государственной регистрации требований;
  • изменение сведений о директоре или учредителе (участнике) организации (новое основание — в течение последних трех лет деятельность этих лиц по руководству компанией привела к негативным последствиям, в частности к тому, что компанию исключили из ЕГРЮЛ с задолженностью перед бюджетом).

8. О внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных с отчуждением или залогом доли в уставном капитале общества по заверенной нотариусом сделке.

Изменения коснулись упрощения порядка внесения юридическими лицами в ЕГРЮЛ изменений, связанных с отчуждением или залогом доли в уставном капитале общества по заверенной нотариусом сделке.

Первое, что следует отметить, заявление по форме № Р14 001 подписывает сам нотариус и скрепляет документ своей печатью. Подписывать форму заявления участником общества-залогодателем теперь не нужно, как и ставить печать общества.

Во-вторых, нотариус подает заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в налоговую инспекцию только в форме электронного документа, что, безусловно, ускорит процедуру. К примеру, предусмотренный ранее порядок направления почтовым отправлением занимал, пожалуй, большую часть времени проведения процедуры внесения в ЕГРЮЛ изменений. Сейчас альтернативные варианты направления заявления из закона исключены.

Из указанного правила есть исключение — когда залог доли должен возникнуть в будущем. В такой ситуации заявление по форме № Р14 001 подписывает и подает в инспекцию залогодатель (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Налогообложение и бухгалтерский учет

1. Об освобождении предприятий малого бизнеса от налоговых проверок.

С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на плановые неналоговые проверки малых предприятий. То есть на внеплановые проверки этот запрет не распространяется, они будут проводиться как раньше (письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41 908/15, письмо Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2−9265−15).

От проверок освобождаются те организации, которые по итогам последних трех лет не нарушали требований, предусмотренных законом (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля).

Послабления для указанной категории предприятий продлятся до конца 2018 года.

Однако в некоторых случаях плановые проверки в отношении малых предприятий все-таки будут проводиться:

  • если вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ, имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • если принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия;
  • если с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено постановление или принято решение, прошло менее трех лет (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

А также в соответствии законом не освобождаются от проверок организации, перечень видов деятельности которых утвержден постановлением Правительства Р Ф от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью». Это предприятия, которые действуют в особо значимых сферах общественной жизни: здравоохранения, образовании, социальной сфере и сфере теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

А также запрет на проведение плановых налоговых проверок не затрагивает надзор в области промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности; безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, эксплуатирующих сооружения I или II класса опасности; обеспечения радиационной безопасности; использования атомной энергии и др. (часть 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Это связано с тем, что данная деятельность может создавать угрозу жизни и здоровью граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить или запретить.

Административное право

1. О снижении административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения

С 01.01.2016 внесены поправки в статью 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в соответствии с которыми лицо, привлеченное к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 11 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 31 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ) вправе уплатить половину суммы административного штрафа не позднее 20 (двадцати) дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

При этом в случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

2. Об изменении ст. 7.19 КоАП РФ о самовольном подключении и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа.

Статья 7.19 КоАП РФ изложена в новой редакции. С 1 января 2016 года понятие «энергетические сети» расширительно заменено на «электрические и тепловые сети»; уточнено, что состав административного правонарушения стал распространяться только на действия, которые не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Кроме этого, увеличен штраф — его максимальный размер вырос с 80 до 200 тыс. руб.

3. О введении ответственности за нарушение правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа (тепловой энергии и электричества, водоснабжения) — ст. 9.22 КоАП РФ.

В КоАП РФ появилась новая статья 9.22, устанавливающая ответственность за нарушение:

  • порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии;
  • порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии;
  • правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа;
  • порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод.

В статье девять составов, ответственность по которым предусмотрена как для потребителя (абонента) так и для организаций-поставщиков. Максимальный штраф по каждому составу — 200 тыс. руб.

4. О введении ответственности за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг энергетического комплекса.

В КоАП РФ включена новая статья 14.61, которая предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате:

  • электрической энергии (мощности);
  • газа;
  • тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Ответственность наступит, если эти действия сопровождаются неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по их оплате, установленных соответствующими договорами.

Максимальный штраф по данной статье — 300 тыс. руб.

Рассмотрение дел об административных нарушениях по ст. 14.61 КоАП РФ отнесено ведению к Ростехнадзора (ст. 23.30 КоАП РФ).

5. О распространении ответственности за нарушение валютного законодательства на граждан.

С 01 января 2016 года пять составов административного правонарушения по ст. 15.25 КоАП РФ в области валютного законодательства и несоблюдения актов органов валютного регулирования станут распространяться на граждан.

Ответственность за нарушение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлена частями 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 и 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

Административный штраф за указанные правонарушения для граждан составит от 300 руб. до 20 тыс. руб.

Антимонопольное законодательство

1. Поправки в закон о защите конкуренции

06 октября 2015 г. был опубликован федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ (далее — закон) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 275), так называемый «четвертый антимонопольный пакет». В соответствии со ст. 6 закона № 275 изменения, внесенные указанным законом, вступили в силу с 5 января 2016 года.

Рассмотрим ключевые моменты внесенных изменений:

  • установлены новые формы недобросовестной конкуренции;
  • введен институт обжалования решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа в коллегиальный орган ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • перечень актов, принимаемых комиссией антимонопольного органа, дополнен новым процессуальным документом — заключением об обстоятельствах дела;
  • введены новые требования к оформлению принимаемых комиссией ФАС решениям по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • акты, принимаемые антимонопольным органом, могут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью председателя комиссии и членов комиссии;
  • расширен перечень лиц, участвующих в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • предоставлена возможность заявить отвод члену комиссии антимонопольного органа по причине «личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов»;
  • регламентирован порядок доказывания и определен статус доказательства при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • статья 27 закона дополнена новой обязанностью по согласованию соглашений о совместной деятельности на территории Российской Федерации, заключаемых компаниями-конкурентами, в случае, если суммарная стоимость их активов (и активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 миллиардов рублей или суммарная выручка указанных компаний (их групп лиц) превышает 10 миллиардов рублей за календарный год, предшествующий году заключения соглашения;
  • расширен перечень лиц, которым может быть выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а также предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • исключено положение о том, что агентский договор не является «вертикальным» соглашением;
  • признаются картелем и запрещаются не только соглашения между продавцами товаров (как это было до внесения соответствующих изменений), но и также соглашения между покупателями, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке;
  • запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов с 05.01.2016 не распространяется на соглашения о совместной деятельности, заключенные с предварительного согласия антимонопольного органа, полученного в порядке, предусмотренном законом;
  • Законом № 275 введены новые составы административных правонарушений за нарушение положений ФЗ «О защите конкуренции», а также предусмотрены иные важные изменения.
  • Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в законодательство РФ внесены ряд поправок, вступивших в силу с 01 января 2016 г.
  • определен срок реализации обществом своего преимущественного права покупки доли участника общества по цене предложения третьему лицу;
  • установлено требование к обязательному нотариальному удостоверению к извещению участника, намеренного продать свою долю в уставном капитале общества третьему лицу, остальных участников общества;
  • заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с передачей доли должно быть подписано и передано в регистрирующий орган в электронной форме непосредственно нотариусом.