О важных изменениях в Налоговом кодексе РФ, вступивших в силу с 2016 года

Для физических лиц

1.1. Федеральным законом от 23.11.2015 № 317-ФЗ увеличен (с 280 000 до 350 000 рублей) предельный размер дохода, по достижении которого налогоплательщик утрачивает право на предоставление ему стандартного вычета по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) на детей.

Размер вычета родителям и усыновителям детей-инвалидов при этом увеличивается с 3 000 до 12 000 рублей, опекунам, попечителям и приемным родителям таких детей — с 3 000 до 6 000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка-инвалида.

1.2. Федеральным законом от 08.06.2015 № 146-ФЗ уточнен порядок предоставления имущественного налогового вычета при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации. Теперь указанный вычет предоставляется при выходе из состава участников общества, при передаче средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества.

Определен перечень расходов налогоплательщика, связанных с приобретением доли в уставном капитале общества. В указанный перечень включены расходы налогоплательщика в виде денежных средств или стоимости имущества, внесенного в качестве взноса в уставный капитал общества при его учреждении или при увеличении уставного капитала, а также расходы на приобретение или увеличение доли в уставном капитале общества.

При отсутствии документально подтвержденных расходов на приобретение доли в уставном капитале общества имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в результате прекращения участия в обществе, не превышающем в целом 250 000 рублей за налоговый период.

1.3. Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ изменен минимальный срок (с 3 до 5 лет) нахождения в собственности налогоплательщика недвижимого имущества в целях освобождения от уплаты НДФЛ в случае продажи такой недвижимости.

Трехлетний срок по-прежнему применим при продаже квартиры, которая получена в дар от члена семьи, по наследству, по договору пожизненного содержания с иждивением или в порядке приватизации.

Изменения также коснулись размера дохода от продажи недвижимости, облагаемого НДФЛ. Если указанный доход составляет менее 70% кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.

Изложенные в настоящем пункте поправки относятся к объектам недвижимости, приобретенным после 01.01.2016.

1.4. Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ изменен порядок предоставления налогоплательщику социальных вычетов на лечение и обучение. Теперь указанный вычет предоставляется работодателем по заявлению работника. Кроме письменного заявления налогоплательщик обязан представить работодателю уведомление о подтверждении права получить социальные вычеты, выданное инспекцией. Вычеты на лечение и обучение налоговый агент предоставляет, начиная с месяца, когда к нему обратился работник (п. 2 ст. 219 НК РФ).

До вступления в силу Федерального закона от 06.04.2015 № 85-ФЗ вычеты на лечение и обучение налогоплательщик мог получить, только обратившись в инспекцию.

2. Для организаций

2.1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.11.2015 № 327-ФЗ обособленные подразделения российских организаций, заключившие с физическими лицами гражданско-правовые договоры, обязаны уплачивать НДФЛ по месту учета (нахождения) такого обособленного подразделения.

До принятия поправок предусматривалось, что по месту своего нахождения обособленное подразделение платит НДФЛ только с доходов работников. В связи с внесенными изменениями такие правила распространяются и на исполнителей (подрядчиков).

2.2. Федеральным законом от 23.11.2015 № 323-ФЗ уточнен порядок подтверждения права на возмещение при обложении НДС по нулевой ставке. Для подтверждения указанного права по экспортным операциям, организация, как и прежде, должна представить в инспекцию пакет документов, в том числе контракт (договор) с иностранной компанией на поставку товаров за пределы Таможенного союза. В связи с внесенными изменениями такие контракты (договоры) могут быть представлены в налоговые органы как в виде одного документа, составленного в письменной форме и подписанного сторонами, так и в виде иных документов, свидетельствующих о достижении сторонами согласия по всем существенным условиям сделки. Такие документы должны содержать необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.

В части налогообложения подакцизных товаров (в том числе, спиртосодержащая продукция и сигареты) законом от 23.11.2015 № 323-ФЗ установлены новые налоговые ставки (в процентах и (или) в рублях за единицу измерения).

2.3. Федеральным законом от 23.11.2015 № 322-ФЗ приведены к единообразию определения понятий патентного права в налоговом и гражданском законодательстве. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) патентными правами являются права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

В положениях НК РФ до внесения поправок устанавливалось, что патентные права принадлежат авторам открытий, изобретений и промышленных образцов. Авторы полезных моделей при этом не упоминались. Кроме того понятие «открытие» не является объектом патентного права в соответствии с ГК РФ.

Внесенные поправки устранили названные несоответствия.

2.4. Федеральным законом от 28.11.2015 № 328-ФЗ скорректированы некоторые вопросы формирования базы по налогу на прибыль организаций. Так, уточнен порядок признания доходов при методе начисления при совершении операций с иностранной валютой и драгметаллами (в т. ч. по обезличенным металлическим счетам). Скорректированы правила признания расходов. Пересмотрены особенности определения доходов и расходов банков, возникающих при совершении операций с драгоценными металлами и камнями.

2.5. Федеральным законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ изменены размеры налоговых ставок при применении специальных налоговых режимов.

В части УСН предусматривается, что при объекте налогообложения в виде доходов налоговые ставки могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В период с 2017 по 2021 г. г. налоговая ставка может быть уменьшена до 3% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Регионы вправе вводить нулевую ставку по упрощенной и патентной системам налогообложения для впервые зарегистрированных ИП, оказывающих бытовые услуги населению. До принятия поправок указанная налоговая ставка могла устанавливаться для производственной, социальной и (или) научной сферы деятельности.

Помимо этого нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, а также городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки ЕНВД в пределах от 7,5 до 15%, в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД.

Расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых налогоплательщик вправе перейти на патентную систему налогообложения. Перечень включает в себя услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей; оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота; производство кожи и изделий из кожи; сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений; сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей; производство молочной продукции; производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав; производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий; товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; резка, обработка и отделка камня для памятников; деятельность по письменному и устному переводу; оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации и некоторые другие виды деятельности.

2.6. Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. № 318-ФЗ освобождены от налогообложения НДС операции по реализации очков и линз для коррекции зрения, а также оправ для таких очков независимо от того, являются ли они солнцезащитными.

2.7. С 2016 года для целей налогового учета налога на прибыль организаций амортизируемым будет признаваться имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Это положение будет применяться к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016. Поправки внесены Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

2.8. Федеральным законом от 23.11.2015 № 321-ФЗ участникам Особой экономической зоны (далее — ОЭЗ) в Магаданской области установлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, для указанной категории налогоплательщиков составляет 0%. Также предусмотрена возможность введения пониженной ставки (не выше 13,5%) по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет. Указанные ставки применяются к прибыли от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области в рамках соглашения о ведении деятельности, при условии раздельного учета доходов (расходов).

Одновременно с этим участникам ОЭЗ предоставляются льготы по НДПИ. При добыче полезных ископаемых (кроме общераспространенных и углеводородного сырья) на участках недр, расположенных полностью или частично в Магаданской области, налог уплачивается с понижающим коэффициентом 0,6.

2.9. Федеральным законом от 13.07.2015 № 214-ФЗ установлен особый режим налогообложения для резидентов свободного порта Владивосток.

Так, для указанных лиц предусмотрены следующие льготы. По налогу на прибыль организаций — в первые 5 лет применению подлежит пониженная ставка не более 5% (в т. ч. 0% в федеральный бюджет, не более 5% - в региональный), в течение последующих 5 лет — ставку не менее 12% (в т. ч. 2% в федеральный бюджет, не менее 10% - в региональный).

2.10. Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах внесены следующие поправки.

С 01.01.2016 введена обязанность налогового агента ежеквартально представлять в налоговый орган по месту учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных таким агентом. За непредставление расчета предусматривается штраф в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления.

Для случаев непредставления расчета в течение 10 дней по истечении установленного срока предусмотрено приостановление операций агента по счетам в банке и переводов его электронных средств.

Установлена ответственность за представление агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения. Штраф — 500 руб. за каждый документ.

2.11. Федеральным законом от 02.05.2015 № 110-ФЗ уточнены условия, при наличии которых образовательные организации вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций.

Напомним, что одно из условий применения льготной ставки: доходы от установленного законом перечня деятельности (образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок) должны составлять не менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Законом от 02.05.2015 № 110-ФЗ указанный перечень дополнен деятельностью по присмотру и уходу за детьми.

2.12. Федеральным законом от 08.06.2015 № 146-ФЗ установлен примерный перечень документов, которые налоговый резидент иностранного государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор о полном или частичном освобождении от налогообложения (далее — резидент иностранного государства) обязан представить налоговому агенту — источнику выплаты дохода такому резиденту (далее — налоговый агент) в целях устранения двойного налогообложения.

Закон от 08.06.2015 № 146-ФЗ установил, что для подтверждения статуса резидента иностранного государства налоговому агенту должен быть предоставлен паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность резидента иностранного государства.

Если представленные документы не позволяют подтвердить статус налогового резидента иностранного государства, налоговый агент запрашивает у резидента иностранного государства официальное подтверждение такого статуса. Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если подтверждение составлено на иностранном языке, то требуется нотариально заверенный перевод документа на русский язык.

В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства представлено налоговому агенту после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения, и удержания налога с такого дохода, налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном НК РФ для возврата сумм излишне уплаченного налога.

Одновременно с этим внесенными поправками установлена обязанность налогового агента предоставлять в налоговый орган сведения о вышеуказанных иностранных физических лицах и выплаченных им доходах в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода. Предоставляемые налоговым агентом сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика (паспортные данные, указание на гражданство), вид и суммы выплаченных доходов, а также даты их выплаты.