Внеплановые проверки офисов органами Роспотребнадзора в связи с covid-19

В настоящее время участились случаи проведения внеплановых проверок органами Роспотребнадзора. В большинстве случаев указанные проверки проводятся по требованию прокурора. Прокурор, в свою очередь, вправе потребовать проверить компанию или ИП, на основании получения информации о нарушениях из неограниченного вида источников (сообщения граждан, должностных лиц, публикаций СМИ). В этой связи в определенной группе риска находятся организации, сотрудники которых заразились или больны коронавирусом, поскольку вероятность визита проверяющих в этих случаях является повышенной.

Как себя вести в случае, если к вам в организацию пришли с проверкой:

  1. Проверить документы (удостоверения) инспекторов и распоряжение о проведении проверки. Если пришли проверяющие, не указанные в распоряжении о проведении проверки, они не вправе проводить такую проверку.
  2. Сопровождайте инспекторов, не пускайте ситуацию на самотек, для своевременного устранения неясностей и верного отражения информации в протоколе и/или акте.
  3. Предоставляйте информацию по запросу проверяющих, путем предоставления пояснений и копий документов, не рекомендуется отдавать подлинники каких-либо документов.
  4. Если по итогам проведения проверочных мероприятий имеются несогласия с обстоятельствами, изложенными проверяющими в акте или протоколе, необходимо внести соответствующую запись об этом в акте или протоколе.

Какие действия стоит предпринять, в случае если в организации все же установлено заражение сотрудника:

  1. Определить круг лиц, с которыми контактировал данный сотрудник.
  2. Немедленно изолировать этих сотрудников от работы на 14 дней.
  3. Провести дезинфекцию помещений самостоятельно с привлечением соответствующей организации в случае если данная дезинфекция не была проведена силами службы Роспотребнадзора.
  4. В зависимости от конкретной ситуации — либо частично ограничить пребывание работников в организации, либо ввести локально карантин.

Чтобы успешно пройти проверки, рекомендуется издать приказ внутри организации, посвященный профилактике заражения коронавирусом, в котором предусмотреть следующие положения:

  1. Прописать меры, направленные на организацию социального дистанцирования и уменьшения количества контактов между сотрудниками. Для этого, по возможности, установить гибкий рабочий график либо для всех сотрудников, либо для отдельных категорий сотрудников (например, предусмотреть работу в офисе не каждый день, а по определенному графику, предусмотреть начало рабочего дня в различное время и т. п.).
  2. Организовать ведение журналов уборки и приготовления раствора для дезинфекции (ведение журналов необходимо для доказательства самого факта регулярной уборки и «свежести» раствора для дезинфекции, поскольку свидетельские показания могут быть не восприняты проверяющими, а документ с подписями и отметками в меньшей степени вызовет сомнения, нежели заверения директора или уборщицы). Важно отметить, что средство дезинфекции должно быть сертифицировано, более того, средство дезинфекции должно пройти государственную регистрацию, поэтому необходимо наличие как сертификата, так и свидетельства о госрегистрации вещества. Список таких веществ можно найти на сайте dezreestr.ru. Также средство дезинфекции должно использоваться фактически. То есть, если в организации будет обнаружено средство дезинфекции (с должными сертификатом и свидетельством о госрегистрации), но припасенное для особого случая проверки — закрытое и практически не использующееся, — проверяющие зафиксируют данный факт как нарушение.
  3. Использование обеззараживателя воздуха в местах, где возможно скопление людей (как посетителей, так и сотрудников). Например, в ресепшен зоне, в столовой или местах, предназначенных для отдыха и приема пищи сотрудниками. Отдельно следует подчеркнуть, что обеззараживатель должен быть сертифицирован и быть допустимым к использованию в присутствии людей. Например, использование УФ ламп в присутствии людей может вызвать повреждения, поэтому его использование возможно, когда никого нет, соответственно, в момент скопления людей такой прибор является бесполезным. Также действие обеззараживателя должно распространяться желательно на всё помещение.
  4. Обеспечение пятидневного запаса одноразовых масок и перчаток в соответствии с инструкциями по их использованию (например, самые распространенные медицинские одноразовые маски рекомендованы к использованию в течение только двух часов. Соответственно, количество необходимых масок на рабочий день сотрудника должно быть определено, исходя из длительности рабочего дня). Если в организацию приходят посетители, на всякий случай, лучше иметь запас масок и перчаток для них. Для доказательства наличия рассчитанного запаса средств индивидуальной защиты необходимо иметь данные по посещаемости (их можно определить на основании графика выхода на работу сотрудников и/или статистических данных о посещаемости клиентов). Соответственно, количество масок должно быть рассчитано, исходя из вышеприведенных данных. Немаловажным является тот факт, что помимо самого физического наличия запаса масок, проверяющие могут потребовать показать документы, подтверждающие их приобретение. Существенная деталь: организация должна доказать фактическое использование масок сотрудниками на момент проверки: кроме сотрудников, которые непосредственно демонстрируют их использовании необходимо наличие специальных герметичных пакетов, в которые складируются использованные маски (т.е. выброшенные через 2 часа после носки).
  5. Организовать ведение журнала измерения температуры раз в 4 часа, а также наличие приборов измерения температуры (термометров). Если термометр контактный (обычный ртутный градусник), он должен дезинфицироваться каждый раз после использования.
  6. Организовать входной фильтр на предмет выявления повышенной температуры и признаков ОРВИ как у работников, так и желательно для посетителей (в зависимости от вида деятельности организации).
  7. В случае организации централизованного питания, таковое должно осуществляться по определенному графику. В случае отсутствия централизованного питания должен быть установлен запрет на прием пищи на рабочих местах, прием пищи должен осуществляться в специально отведенном для этого помещении (комнате).
  8. Назначение ответственного по организации профилактики. Данное назначение вводится приказом по организации. Также необходим соответствующий инструктаж административно-хозяйственному отделу о контроле за соблюдением профилактических мер, в случае, если таковой имеется.

Желаем Вам крепкого здоровья и удачного завершения всех проверочных мероприятий.