Авторы: Дмитрий Казаков, Кирилл Шашков
Право граждан России свободно передвигаться и выбирать место пребывания установлено п. 1 статьи 27
В частности, в системе законодательства России есть два закона, которые предусматривают применение мер для защиты здоровья и интересов широкого круга лиц в особенных (чрезвычайных) условиях. Это федеральный конституционный закон
Чрезвычайное положение может вводиться указом
Для ограничения прав граждан в период пандемии используются отдельные нормы закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», причём те, которые предусматривают издание и применение нормативных актов субъектами Российской Федерации.
В частности, п. 1. статьи 11 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п.а)).
Стоит обратить внимание на то, что нормативные правовые акты принимаются не в рамках объявленной (установленной) чрезвычайной ситуации, а именно — в области защиты от чрезвычайных ситуаций. То есть, для принятия нормативных актов субъекта не требуется наступления чрезвычайной ситуации как таковой.
Подпунктом у) пункта 1. статьи 11 указанного закона определены полномочия органов власти субъектов РФ — устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Принимая во внимание взаимосвязанность всех указанных норм, Мэр Москвы
Та часть правил, которая ограничивает свободу передвижения граждан по территории г. Москвы, (п.п. 4.1., п. 9 и п. 10 в редакции
То есть, власти субъекта Российской Федерации, и, в частности. Мэр г. Москвы, имеют полномочия устанавливать правила поведения при введении режима повышенной готовности, но не имели и не имеют права ограничивать само право граждан свободно передвигаться и пребывать в выбранном ими месте — но только регулировать порядок и условия этого, свободного, передвижения и пребывания.
Ответственность для граждан, нарушающих правила поведения при введённом в г. Москве режиме повышенной готовности, предусмотрена и федеральным, и региональным законодательством об административной ответственности.
Применявшиеся до недавнего времени нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), в частности — ст. 6.3. КоАП РФ, предусматривают ответственность за нарушения, выразившиеся в нарушении правил и невыполнении санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Часть 2 ст. 6.3. КоАП РФ при наличии таких нарушений в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), предусматривает наказание для граждан в виде штрафа в размере от 15 до 40 тысяч рублей, что и было подтверждено судебной практикой её применения в период пандемии.
Таким образом, для установления состава административного правонарушения при привлечении к ответственности по нормам федерального законодательства об административной ответственности, подлежали доказыванию обстоятельства, свидетельствующие о нарушении действующих правил.
С этой точки зрения указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 г. № 43-УМ не устанавливал как таковые новые и вообще какие-либо правила поведения для граждан и организаций.
Указом № 43-УМ
Однако на уровне законодательства г. Москвы, как субъекта РФ, до издания указа № 43-УМ
Формулировка части второй данной статьи: «невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы», — позволяет привлекать к ответственности граждан за невыполнение любого нормативного акта, так или иначе связанного с введённым в городе режимом повышенной готовности.
Специально введённая оговорка — «если эти действия (бездействие) не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях», позволяет исключить на территории города Москвы необходимое в силу федерального законодательства доказывание фактов нарушения гражданином правил поведения.
По смыслу статьи
Отсылка в п. 2 приложения к указу № 43-УМ
Исходя из изложенных обстоятельств, в связи с введением
Санкция по ч. 2 ст.
За повторное «несоответствие требованиям» нормативных актов города Москвы частью третьей этой же статьи предусмотрено для граждан наказание в виде штрафа — в размере пяти тысяч рублей.
Наиболее занимательной в контексте данной статьи выглядит часть четвёртая ст.
При буквальном толковании диспозиции ст.
При нахождении гражданина без цифрового пропуска в транспортном средстве представляется возможным привлечение к ответственности за нарушение гражданином правил поведения (пребывания) на территории города Москвы с использованием транспортного средства, но уж точно — не за использование транспорта для несоблюдения порядка оформления. Однако, в таком случае не подлежит применению ст.
Очевидно, что при подготовке текста нормативного акта была допущена смысловая ошибка, что, однако, теоретически должно препятствовать применению только что введённой ч. 4 ст. 16.6. Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, — о задержании транспортного средства в случаях, например, отсутствия у водителя пропуска согласно требованиям указа Мэра Москвы № 43-УМ
Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел (полиции) согласно п. 3. Ст. 2 закон г. Москвы