«Кто владеет информацией — тот владеет миром»1

Автор: Диана Полетаева

8 июня 2020 года (т.е. прямо с понедельника) началась новая эпоха отношений между Государством и человеком: подписан президентом и официально опубликован[2] Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

Согласно букве Закона информацию о физических лицах соберут, систематизируют, объединят и предложат «до востребования» уполномоченным органам государственного управления, а также прочим лицам, допущенным до необходимых сведений. Впрочем, как показывает практика, всюду, где есть «допущенные», есть и не допущенные, но очень желающие получить допуск. И спрос рождает предложение…

Если мы обратимся к истории происхождения этого эпохального акта, то обнаружим, что ещё в далёком 2006 году, принимая Закон «О персональных данных», законодатель предусмотрел возможность создания государственного регистра населения, правовой статус которого должен был устанавливаться отдельным федеральным законом.

Шли годы, идея томилась под сукном… И спустя каких-то 10 лет Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом… Фондом социального страхования… и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» правительству было поручено разработать законопроект, предусматривающий формирование и ведение единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе — на основе данных регистрации актов гражданского состояния. Было принято решение оцифровать исторические записи об актах гражданского состояния начиная с 1926 года (а это — более 500 миллионов записей актов гражданского состояния).

И работа закипела (ровно настолько, насколько могла закипеть работа в российских ЗАГСах, хранящих все свои архивы в состоянии старых римских библиотек)… В России, как известно, срок в три года имеет магический смысл, даже если к нему не добавляются тридцать лет. И вот, спустя три года, в июле 2019 года, появился законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации», который был разработан и внесён правительством Российской Федерации — во исполнение Указа.

Закон № 168-ФЗ будет особо интересен историкам и кремленологам, поскольку именно в ходе его обсуждения на заявление депутата И. А. Юмашевой о том, что закон «возмутил многих в стране», спикер Госдумы В. В. Володин произнёс сакраментальную фразу: «Коллеги, это уже дискуссия. Коллеги, вы понимаете, о чём речь идёт???» (чтобы не быть голословными, привёдем ссылку на оригинал: https://video.duma.gov.ru/watch/?id=320 646). И робкое желание дискутировать не по процедуре проделало путь «стремительного домкрата» (прямо по Ильфу и Петрову).

Объектом интереса для сборщиков и консолидаторов информации согласно ст. 6 Закона станут физические лица, а именно:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, временно или постоянно проживающие в Российской Федерации, либо признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, а также иностранные граждане, временно осуществляющие здесь трудовую деятельность.

В Регистр попадёт следующая информация:

1) сведения о физическом лице:

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • дата смерти;
  • место рождения;
  • место смерти;
  • пол и в случае его изменения иной пол;
  • сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака;
  • гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств;
  • сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
  • сведения об обращении гражданина Российской Федерации в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);

2) идентификаторы:

  • записи акта о рождении;
  • записи акта о смерти;
  • документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
  • документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • сведений о регистрационном учете гражданина Российской Федерации и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации;
  • сведений о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации;
  • сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  • сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведений о постановке на воинский учет граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете;
  • сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  • сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
  • документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания;
  • учетной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации);
  • записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Безусловно, массив информации о каждом человеке довольно обширный и разнообразный. Что не может не рождать естественный вопрос об утечках информации (в дополнение к той, которая, перекочевав из налоговых баз, продолжает своё долгое путешествие по просторам Сети).

Но и тут не место дискуссиям и досужим домыслам. Всем мнительным и недоверчивым законодатель ещё в 2019 году чётко ответил словами М. В. Мишустина (тогда — руководителя Федеральной налоговой службы): «В первую очередь по поводу рисков утечки данных, всех этих вопросов. … налоговая служба уже много лет получает от 15 ведомств совокупность данных, которые так или иначе, собственно говоря, информационно характеризуют любого человека, любое физическое лицо, — это данные от ГИБДД, от Росреестра и так далее. Никаких утечек в течение 19 лет зафиксировано не было, потому что эта информация надёжно закрыта. У нас два центра обработки данных, которые сертифицированы по всем международным стандартам: есть институт такой — Uptime Institute, стандарт „Tier III“. И, более того, мы, естественно, прошли соответствующую сертификацию как Федеральной службы безопасности, так и ФСТЭК».

Отметим, что ФСТЭК как гарант информационной безопасности упоминался в ходе обсуждения законопроекта ещё не раз и не только господином Мишустиным. Вероятно, поминание всуе ФСТЭК происходило из убеждения, что магия аббревиатуры должна сработать как успокоительное.

Что же касается упоминания «Tier III», то впечатлить оно могло только далёких от информационной безопасности людей, поскольку упоминаемое — не титул и не гарантия, как можно было бы подумать, а лишь сертификат операционной устойчивости, который подтверждает:

  • резервирование всех инженерных подсистем, которое позволяет бесперебойно обслуживать инфраструктуру центра обработки данных, повысив его надежность и отказоустойчивость;
  • высокую квалификацию и достаточный количественный состав персонала, обеспечивающий стабильную работу центра обработки данных;
  • наличие и выполнение оптимального технического обслуживания инфраструктуры центра обработки данных.

То есть «Tier III» — не про утечки в частности, а про стабильную работу ЦОД (который гарантированно будет работать, невзирая на любые утечки).

Помимо устных заверений будущего премьер-министра на предмет информационной безопасности в Законе имеется вполне чёткое указание: «Уполномоченный орган обязан обеспечить защиту записи федерального регистра сведений о населении во избежание несанкционированного доступа к ней, ее случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты. Защита сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, включая персональные данные, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за их применением».

В процессе принятия законопроекта у депутатов возникали довольно любопытные вопросы. К примеру, М. С. Шеремет просил уточнить: «переход на качественно новый уровень расчёта и начисления налогов на доходы физических лиц» — что это означает? Хотелось бы получить более убедительное обоснование внедрения такой системы, так как все данные, о которых вы говорите, собирать и так нет необходимости — они находятся в ведомствах по предметам ведения".

На что инициаторы законопроекта отвечали: «…ресурс о населении ни одной новой записи не формирует, он гармонизирует, создаёт связи между теми записями, которые есть, которые уже сформированы … как бы создаёт и для самого гражданина, а прежде всего для того, чтобы оказывать государственные услуги, правильный посыл … Что касается налогов и вообще связи с налоговой. Действительно, указом президента именно в связи с улучшением налогового администрирования была поставлена задача создания реестра записей актов гражданского состояния и ресурса данных, что чрезвычайно важно, в том числе в части уплаты страховых взносов, налогов, поскольку каждый человек является налогоплательщиком или плательщиком взносов».

По крайней мере, уже тогда нам обрисовали «правильный посыл»…

Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, будут предоставляться:

  • органам государственной власти Российской Федерации;
  • органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления;
  • органам управления государственными внебюджетными фондами;
  • многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • избирательным комиссиям, комиссиям референдума;
  • нотариусам;
  • физическому лицу или его законному представителю — в части сведений, составленных в отношении данного лица, и сведений о запросах, направленных в уполномоченный орган в отношении данного лица.

Отметим, что доступ самого физического лица был обеспечен лишь на финальных стадиях прохождения законопроекта через Госдуму.

Как известно, где есть большой массив информации, там есть и ошибки. Следовательно, важным вопросом является вопрос о возможности их исправления.

И Закон предоставляет такую возможность, предусматривая процедуру проверки и внесения изменений в сведения Регистра. Так, если речь идёт об обнаружении неточностей в сведениях, полученных уполномоченным органом, то последний производит их корректировку через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Если же речь идёт об обнаружении гражданином неточностей в сведениях о самом себе, то они изменяются через обращение в уполномоченный орган, который в дальнейшем взаимодействует с соответствующими органами и организациями. Правда, такая вольность появится у гражданина не сразу: придётся года три-четыре потерпеть (подробнее об этом расскажем ниже).

Зато не забыл законодатель об особом положении «отдельных физических лиц». Особое положение обеспечивается сразу, без отсрочек. Закон указывает, что в целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите отдельных физических лиц в федеральном регистре сведений о населении — предусматриваются формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных физических лицах, обособленно. Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений федерального регистра сведений о населении определяются Президентом Российской Федерации. То есть никакой «автоматики», только проверенный «ручной» метод.

Законом определён круг органов, которые будут осуществлять сбор, корректировку информации, представлять её в Регистр. Также определено, в каком порядке будет осуществляться предоставление информации оператором государственной информационной системы (ФНС).

К примеру, уполномоченный орган сообщает сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, по запросам: суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, направленным в целях осуществления функций и полномочий указанных органов, а также по запросам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В силу Закон вступил со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

А таковых немало:

  • с 1 января 2022 года вступят в силу ч. 1, п. 1, подп. «а» — «з», «к» — «о» п. 2 ч. 2 ст. 7, ч.ч. 1 — 9, 11, 13, 15 ст. 8, ст. 9, ч.ч. 1, 3 — 15 ст. 10, ч.ч. 2 — 4, 6 — 10 ст. 11, ст. 12 Федерального закона;
  • с 1 января 2023 года — п. 3 ч. 2 ст. 4, п.п. 1 — 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона;
  • с 1 января 2024 года — ч. 14 ст. 8 Федерального закона;
  • с 1 января 2024 года положения п.п. 1 — 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона применяются в целях, указанных в п.п. 2, 4, 5 и 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона.
  • с 1 января 2025 года — подп. «и» п. 2 ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 10, п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 11 Федерального закона;
  • с 1 января 2026 года — ч. 10 ст. 8, п. 7 ч.1 и ч. 5 ст. 11 Федерального закона.

Это означает, что работа Регистра начнётся только с 2022 года, до этого момента будет проводиться синхронизация различных реестров.

Актуальность данных в Регистре обеспечат только с 2023 года. В этом же году начнётся предоставление сведений отдельным уполномоченным органам в целях оказания госуслуг. До 1 января 2023 года Закон и правоприменение по нему будут проходить «отладку»: нормативные правовые акты Российской Федерации не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра сведений о населении в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений о населении.

Обезличивать данные обещают только с 2024 года. Вероятно, до этого все «цифровые тени» будут храниться «неприкрытыми». Поэтому, если и «утекут», то масштабно и с размахом.

Ряд сведений, к примеру, сведения о воинском учёте граждан, добавят с 2025 года. В этом же году планируется предоставить доступ к данным нотариусам.

Гражданам сведения о самих себе и возможность исправления неверных данных предоставят только с 2026 года. До этого момента Регистр будет оставаться «мутным аквариумом» big data со всеми вытекающими (и всем вытекающим), отражаясь на жизни гражданина самым непредсказуемым образом.

Возмещение ущерба, причинённого возможными утечками, неточностями и неслаженной работой не предусмотрено. Наверное, весь расчёт — на имеющиеся полуатавистичные механизмы административного права. В конце концов, цифровое госстроительство требует понимания и готовности.

В целом Закон, принятый ударными темпами, напоминает идущий на обгон автомобиль, в двигателе которого ещё копается механик. Чем эта езда обернётся на деле — покажет практика. Но, видимо, придётся смириться и держать «цифровую тень» в чистоте, холоде и… ежовых рукавицах.

[1] Автор оригинального афоризма — Н. Ротшильд (1777—1836) — немецкий банкир, третий из сыновей Майера Амшеля Ротшильда и очень дальновидный человек.

[2] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1 202 006 080 019?index=36&rangeSize=1