«Метро закрыто, в такси не содют» …

Пусть рушится мир, но торжествует Указ № 43-УМ

Авторы: Дмитрий Казаков, Кирилл Шашков

С точки зрения хронологической, происшествие в Москве 15 апреля 2020 года, выразившееся в практически повсеместном нарушении карантинных норм и правил у входов на станции метрополитена, предварялось введением в действие двух взаимосвязанных нормативно-правовых актов, принятых московскими властями.

11 апреля 2020 года указом Мэра Москвы С. С. Собянина № 43-УМ был утверждён Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве.

При этом, ещё до того — 01 апреля 2020 года, законом города Москвы № 6 Кодекс города Москвы об административных правонарушениях был дополнен статьёй 3.18.1. об ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.

В указанной статье было изменено основание для привлечения к административной ответственности граждан в период действия режима повышенной готовности, по сравнению с федеральным законодательством.

Так, если статьёй 6.3. КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан за нарушение правил поведения, установленных в период повышенной готовности, то статьёй 3.18.1. Кодекса города Москвы об административных правонарушениях было установлено новое основание для привлечения граждан к ответственности: невыполнение требований нормативно-правовых актов города Москвы.

Это на самом деле знаковое изменение, поскольку невыполнение любых норм или правил в законодательства связано с их действительной обязательностью, законностью. Только невыполнение основанных на законе требований образует объективную часть состава административного деликта. Даже нормы, обязывающие граждан исполнять требования сотрудников государственных органов (в том числе правоохранительных), строго увязаны с законностью таких требований.

Московское же законодательство обогатилось новым составом, в котором даже и формальное несоответствие требованиям, установленным любыми нормативно-правовыми актами данного субъекта Федерации, вне зависимости от их, актов, законности, может повлечь для гражданина административную ответственность.

Результатом поочерёдного введения в действие двух вышеуказанных нормативно-правовых актов города Москвы, при отсутствии технических решений о порядке осуществления контроля за использованием цифровых пропусков, и стало массовое нарушение санитарно-эпидемиологических правил в городе Москве, выразившееся в скоплении людей в местах ограниченного доступа к общественному транспорту, в частности — на входах в станции метрополитена.

И всё это при том, что до последовательного введения в действие закона города Москвы № 6 от 01.04.20 г. и указа Мэра Москвы № 43-УМ от 11.04.20 г. массовых нарушений санитарно-эпидемиологических правил зафиксировано не было — жители города на протяжении трёх недель в основном соблюдали и карантинные меры, и рекомендованные ограничения по социальной дистанции.

Город Москва является самым густонаселённым субъектом Российской Федерации, и, как следствие, на территории города зафиксированы самое большое среди регионов число случаев заражения коронавирусом COVID-19 и самый большой прирост числа заболевших в течение последних дней.

С необходимостью вытекает, что многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил, случившиеся в городе Москве 15 апреля 2020 года, выразившиеся в массовом, с большой плотностью, скоплении граждан у входов на станции метрополитена, явилось прямым следствием введения в действие нормативных актов города Москвы, и, в частности — указа № 43-УМ Мэра Москвы С. С. Собянина.

При этом, как следует из многочисленных видеоматериалов, опубликованных в сети Интернет, данные нарушения не явились следствием нарушения эпидемиологических правил со стороны граждан. В подуличных переходах, ведущих к входам на станции метрополитена, граждане не имели возможности ни покинуть места скопления, ни пройти на метрополитен. Поскольку сколько-нибудь значительного количества нарушений пропускного режима выявлено не было, можно предполагать, что воспользоваться этим видом транспорта попытались именно те граждане, которые заблаговременно, в течение двух дней (!) сообщали администрации города Москвы о своих намерениях.

То есть органы власти города Москвы на момент начала дня 15 апреля обладали всей полнотой информации и о характеристиках пассажиропотока в предыдущие периоды (дни и часы), пропускной способности каждого входа на каждую станцию метрополитена, а также о предполагаемом пассажиропотоке непосредственно в день вступления в действие установленного ими же порядка использования цифровых пропусков.

Последовательно приняв и введя в действие два нормативно-правовых акта, касающихся регулирования порядка передвижения по городу, органы власти Москвы не отработали техническую сторону вопроса о пропускной способности транспортных объектов, обеспечивающих передвижение граждан общественным транспортом.

Следовательно, ситуация, последовательно созданная руководством города Москвы и в том числе — лично и непосредственно Мэром Москвы С. С. Собяниным, как максимум соответствует признакам объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 236 Уголовного кодекса РФ: нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Как минимум речь можно вести о преступной халатности этого же должностного лица — Мэра Москвы лично.

Самое интересное состоит в том, что 13 апреля 2020 года — за два дня до коллапса у московского метрополитена! — во время совещания с участием С. С Собянина, Президент России прямо указал именно на недопустимость халатности и разгильдяйства при отработке технических и административных вопросов органами власти субъектов Российской Федерации, чтобы не создавалось дополнительных проблем для граждан.

Видимо этим и были обусловлены опубликованные в сети Интернет уже к середине дня 15 апреля сообщения С. С. Собянина с попыткой свалить вину за произошедшее нарушение на руководство столичной полиции.

Что помешало самому Мэру Москвы, а также подчинённым ему должностным лицам, ответственным за функционирование московского транспорта, согласовать свои действия и решения с московской же полицией — разгадывать положено следствию. Если уголовное дело всё-таки будет возбуждено, или хотя бы будет проведена проверка в порядке ст. 145 УПК РФ. Что вообще-то должно следовать с необходимостью, и даже без оглядки на нарушение прямого указания Президента, ибо большего для распространения эпидемии, для массового заражения граждан на территории Москвы, чем сделали руководители мэрии и полиции — не сделал, пожалуй, никто.