Можно ли «раскинуть» сети газораспределения на особо охраняемой природной территории?

Авторы: Дмитрий Казаков, Кирилл Шашков

Попалась на глаза ситуация, которая на первый взгляд представляется безвыходной для компаний Газпрома, обеспечивающих подключение домовладений граждан к сетям газораспределения.

Место действия Калужская область, Медынский район. Договор на подключение объекта — жилого дома, уже есть. Администрация района не даёт согласования на прокладку сети газораспределения на земельном участке — до точки подключения на границе участка собственника жилого дома и заказчика по договору.

Отказаться от исполнения договора АО «Газпром газораспределение Калуга» не может — договор публичный и обязанность по оформлению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации права пользования таким земельным участком для целей строительства сетей газораспределения лежит на обществе. Администрация района отказывает в согласовании строительства сети, ссылаясь на то, что оно будет происходить на особо охраняемой природной территории.

Администрация района пересылает обращения АО «Газпром газораспределение Калуга» в областной центр, откуда Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области даёт ответ с цитатой из закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ, а именно из п. 1 ст. 27 закона: «…запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы».

Проблема состоит в том, что конкретного перечня видов запрещённой деятельности нет. Есть «Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» (утверждены Постановлением Правительства Р Ф от 19.02.2015 N 138), пунктом 28 которого установлено, что режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о её создании.

Памятники природы региональные, положения о режиме их использования должны принимать органы государственной власти области. А их, то есть положений, нет. И режимов специальных тоже нет. И министерство областное тоже не обманывает, — деятельность, влекущая нарушение памятников природы, действительно запрещена. Но что это за деятельность для каждой конкретной охраняемой территории, никто не знает. На всякий случай запрещают любую.

Практически из этой ситуации выход предусмотрен самим законом «Об особо охраняемых природных территориях». В статье 4 этого закона предусмотрено ведение государственного кадастра охраняемых территорий. Отсутствие прямых запретов в кадастровых сведениях должно однозначно рассматриваться как возможность осуществления хозяйственной деятельности, которая прямо не запрещена, в том числе — строительства газопроводов.

Тем более, что Постановление Правительства Р Ф от 19.02.2015 № 138 в пункте 30. Правил содержит отсылку на ст. 28 закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», а её применение регламентируется Постановлением Правительства Р Ф от 13.08.1996 N 997, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», раздел VI которых полностью посвящён строительству и эксплуатации газопроводов.

Следовательно, на уровне законодательства проблем для строительства на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) не имеется. Их строить можно и нужно везде, где они не нарушают сохранность памятников природы. Либо такое строительство прямо запрещено, и сведения об этом запрете открыто представлены в кадастре охраняемых территорий — и тогда договор на подключение не может быть заключен. Но если запретов на строительство трубопроводов в кадастре не имеется — тогда местные органы власти обязаны согласовать организациям, занимающимся техническим присоединением, использование земельных участков для создания сети.

Проблема же состоит только в том, что местные органы власти по разным причинам предпочитают вообще отказывать в использовании земельных участков, даже предположительно относящихся к ООПТ. Ссылаясь на мнение органов исполнительной власти субъекта, которые с одной стороны цитируют закон (не содержащий прямых запретов на прокладку трубопроводов!), а с другой и согласия не дают.

В случаях, когда договор на присоединение уже заключен, такая ситуация ставит компании Газпрома, обязанные выполнить техническое присоединение заказчиков, в заведомо убыточное положение. И даже отказать заказчикам в заключении договора при отсутствии ограничений в кадастре ООПТ — они тоже не могут.

Разрешение таких ситуаций должно теоретически происходить в судебном порядке с формированием практики, устраняющей угрозы убытков для организаций, занимающихся техническим присоединением к сети газораспределения, в связи с задержкой исполнения публичных договоров. И заинтересованы в этом должны быть — как раз эти самые организации. Однако, на месте, в частности в Калужской области, юристы АО «Газпром газораспределение Калуга» решили свалить судебное оспаривание на граждан, которые заинтересованы в подключении к сети.

В результате такого подхода в этой области уже формируется практика, результатом которой неминуемо станет регулярное привлечение АО «Газпром газораспределение Калуга» к участию в судебных процессах в качестве ответчика — либо за необоснованное уклонение от заключения договоров на подключение объектов к сети, либо за их неисполнение.

А для устранения таких угроз судиться с местными властями следует самим, и с использованием квалифицированных юристов, а не перекладывать эту работу на полуграмотных сельских жителей.

Особо охраняемых природных территорий даже в этой области — десятки, так что проблем, если что, хватит.