Подарочная кар(т)а
(инструкция по неприменению)

Автор: Диана Полетаева

В преддверии рождественских, новогодних и снова рождественских праздников, которые пройдут в этом году на фоне всеобщих противовирусных ограничений, всё большее число сограждан выбирает такой простой и современный тип подарка, как подарочная карта.

Почему — вполне понятно:

  • во-первых, приобретение её занимает минимальное количество времени, особенно если подарочная карта генерируется онлайн и трудозатраты ограничиваются «мышекликом»;
  • во-вторых, бюджет на покупку всегда точен, столкновение с праздничным переписыванием цен не грозит;
  • в-третьих, муки выбора придутся аккурат на одаряемого, сняв с дарителя обязанность многочасового брожения по магазинам в маске, перчатках и испарине, которой начинает покрываться даже мех на воротнике, рискуя раскрыть тайну своего мексиканского происхождения.

«Подарю карту, купит себе то, что хочет», — рассуждает даритель. Но на практике всё обстоит несколько иначе. Одаряемый, получив «подарок», начинает открывать для себя сказочную бездну удалого правотворчества российского ретейла.

Тут и Сестрица Алёнушка в виде искусственного сужения перечня товаров, которые можно приобрести по карте, и Братец Иванушка в виде неприменения скидок и акционных предложений при оплате картой, и вполне себе упитанный Белый Бычок в виде многостраничного повествования о том, что подарочная карта — это, дескать, опционный договор, да ещё в пользу третьего лица.

Как говорится, сказка — ложь, да в ней намёк… Ретейлер обычно намекает, что денежные средства в оплату карты он получил, очень к ним привязался, даже полюбил… и уже не отдаст. Потому большинству одаренных[1] покупателей приходится ладить и с Сестрицей, и с Братцем, и даже с Бычком.

Однако не все юристы готовы снисходительно относиться к фантазиям креаклов бизнеса и коллег по цеху, создающих при помощи ГК РФ, бурного воображения и фирменной печати ООО «Пупс» подобные химеры.

Мы уже многие годы последовательно отстаиваем право наших клиентов быть «покупателем, который всегда прав». Потому расскажем, почему незавидная судьба ждёт подобных Братца с Сестрицей, а Бычок в виде «опционного договора» должен непременно упасть: доска его вполне себе качается и кончается — при грамотном подходе покупателя, надзорного органа и судебного правоприменителя.

Итак, ложность предлагаемой ретейлерами правовой квалификации подарочных карт в качестве опционных договоров с ограниченным действием подтверждена на сегодняшний день несколькими судебными решениями, принятыми при непосредственном участии органов Роспотребнадзора.

В частности:

  1. Постановлением А С Московского округа от 17.06.2020 №Ф05−4779/2020 по делу А40−153 027/2019.
  2. Постановлением АС Западно-Сибирского округа от 18.06.2020 №Ф04−1879/2020 по делу А03−12 575/2019.

Позиция судов однозначна:

  • «в данном случае подлежат применению общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, розничной купле-продаже, а также положения Закона № 2300−1, которые наделяют потребителей как более слабую сторону в обязательственных отношениях особыми правами, в том числе правом на отказ от исполнения договора и возврат уплаченной денежной суммы, как при продаже товаров, так и при оказании услуг (выполнении работ)»;
  • «…действующее законодательство не содержит специальных норм в отношении товаров, купленных по подарочной карте. Указанный способ продажи товаров является исключительно рекламно-маркетинговыми мероприятием продавца и не изменяет гражданско-правовые отношения между продавцом и потребителем в части обмена, возврата купленного таким образом товара. Вопреки позиции подателя кассационной жалобы к рассматриваемым отношениям сторон по продаже-приобретению подарочных карт следует применить по аналогии нормы, регулирующие отношения договора розничной купли-продажи, а приобретенные подарочные карты подтверждают внесение потребителями аванса и право на покупку товара в будущем, то есть уплаченная за подарочную карту сумма является авансом. В связи с тем, что оплата покупателем подарочной карты это аванс, то в силу закона, он не может быть удержан обществом».

Указанная позиция согласуется с подходом Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 27.12.2018 № 305-АД18−18 522, от 29.12.2017 № 305-АД17−19 559.

То есть любой рассказ о том, что плата за карту — это опционная премия, которая в любом случае останется у ретейлера, как и о том, что потребитель приобретает «право выбора варианта поведения», а не вносит аванс по договору купли-продажи, — имеет ценность мифическую.

Более 20 лет занимаясь вопросами опционов не только в прикладном, но и в судебном плане, включая международные споры, мы можем смело утверждать, что у любого гражданина-потребителя интерес в заключении опционного договора с магазином отсутствует, поскольку природа отношений покупателя-гражданина и продавца-юридического лица такова, что разумный и добросовестный интерес потребителя состоит в получении товаров (с альтернативным исполнением при оплате подарочной картой), а не в получении права вариативного поведения, что и предполагает опцион, присущий отношениям с элементами предпринимательской / рисковой деятельности.

Опцион как инструмент хеджирования рисков служит совершенно иным целям, заключается другими экономическими агентами в правоотношениях иного рода. Дарить кому-либо опционный договор лица, приобретающие подарочную карту, как правило, не намереваются.

Отметим, что к настоящему времени имеются прецеденты привлечения торговых точек к ответственности Роспотребнадзором по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в идентичных ситуациях, нарушающих права и интересы потребителей. То есть Регулятор права потребителя в данных спорах защищает эффективно.

Потому, получив подарочную карту и не найдя подарка-товара по душе и по карману, не стоит отчаиваться и путаться в сказках, поскольку всегда можно вернуть её ретейлеру со ссылкой на верную правовую квалификацию и имеющиеся прецеденты. Уплаченная при этом за карту сумма подлежит возврату.

Если же ретейлер будет настаивать на своей сказочной версии, то вопрос стоит поручить юристам. Ведь специально для таких сказок существует «хороший переплёт» претензии и «подарочное издание» иска в суд.

С наступающими праздниками и чудесных всем подарков!


[1] На этом примере мы ещё раз наглядно покажем, как важна для уяснения истинного смысла слова в русском языке буква Ё. Чтобы все всё поняли.