Право на информацию в «эпоху пандемии»

Авторы: Ирина Щербакова, Дмитрий Казаков

Право на информацию является важнейшим конституционным правом человека и гражданина, гарантированное государством, которое обеспечивает реализацию множества иных его прав и свобод, в том числе, на охрану здоровья.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Р Ф каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Сведения, составляющие государственную тайну, определяются федеральным законом.

В ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью всех граждан, как-то эпидемии, пандемии и др., реализация данного права представляет исключительную важность и должна воплощаться в полноте и достоверности предоставляемых сведений, прозрачности принятия решений и необходимых профилактических мер.

На уровне федерального законодательства содержание права на информацию раскрыто в ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ об информации): граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Информацию, в зависимости от порядка доступа к ней, можно условно разделить на общедоступную и ограниченную в доступе. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. К ограниченной в доступе информации относятся сведения, составляющие государственную, служебную, иную, охраняемую законом тайну, а также сведения, составляющие персональные данные. Для доступа к такой информации необходимо согласие ее обладателя при соблюдении определенных законом требований.

В силу пп.5 п. 4 ст. 8 ФЗ об информации не может быть ограничен доступ к следующей информации:

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • экологической информации;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев;
  • информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением ограниченных в доступе);
  • а также иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ об информации гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Логично сделать вывод, что само непредоставление необходимой информации вышеупомянутыми органами и должностными лицами нарушает субъективное право гражданина на ее получение, в силу чего непосредственно затрагивает его права и свободы.

Обратимся к Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 23 закона устанавливает право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье: граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В частности, функция информирования населения лежит на специализированном органе Государственной санитарно — эпидемиологической службе.

Кроме того, в соответствии с п. 5.5. Постановления Правительства Р Ф от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», функция информирования органов государственной власти РФ, органов субъектов РФ, местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложена на Роспотребнадзор.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления информируют население субъекта и муниципального образования о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, угрозе их возникновения и о возникновении эпидемий, а также реализуют профилактические мероприятия, информируя о них.

На вышеперечисленных субъектах лежит обязанность предоставить информацию, в том числе, о биологических — вирусных, бактериальных, паразитарных и иных — факторах среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Представляется, что сведения о факторах, оказывающих вредное влияние, о санитарно-эпидемиологическом благополучии и состоянии среды обитания относятся к информации, доступ к которой ограничен быть не может.

Также, статья 22 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает право гражданина на получение информации о состоянии его здоровья, однако спектр сведений сформулирован шире. Так согласно части 1 статьи, каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. В соответствии с частью 2 статьи, такая информация предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.

Наконец, в части 1 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ содержится норма о добровольном информированном согласии в части медицинского вмешательства, согласно которой необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Одним из видов медицинского вмешательства являются профилактические прививки. Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в статье 5 также содержит право гражданина на добровольное информированное согласие, а именно получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях.

Таким образом, можно резюмировать, что право на информацию в области здравоохранения, кроме прочих аспектов, включает в себя следующие права:

— право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье;

— право на получение информации о состоянии своего здоровья, которое включает в себя сведения:

  • о результатах медицинского обследования;
  • о наличии заболевания;
  • об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
  • о методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске;
  • о возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;
  • о результатах оказания медицинской помощи;

— право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство (в том числе, профилактические прививки) или отказ от него, включающее следующие сведения, которые необходимо довести до пациента:

  • о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске;
  • о возможных вариантах медицинского вмешательства;
  • о последствиях (в том числе, возможных поствакцинальных осложнениях), а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Федеральным Законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ статья 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» была дополнена частью 8, которая установила возможность ускоренной регистрации лекарственных препаратов, предназначенных для применения в условиях предупреждения чрезвычайных ситуаций и профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Процедура осуществляется Минздравом без предоставления полных результатов клинических исследований, вместо них может быть передан сводный краткий отчет об имеющихся на момент подачи заявления результатах изучения эффективности и безопасности лекарственного препарата.

Вместе с тем возникает вопрос, каким образом возможно реализовать право на информацию, включая полноту, достоверность и объективность предоставляемых сведений относительно рисков, последствий и возможных осложнений при использовании препаратов в условиях отсутствия обычной процедуры клинических исследований?

В соответствии с п. 10 ст. 40 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение реестра исследователей, проводящих или проводивших клинические исследования лекарственных препаратов для медицинского применения на своем официальном сайте в сети «Интернет» в установленном им порядке. Указанный реестр содержит информацию, о результате данного исследования, однако такая информация представляет собой запись о завершении, приостановлении или прекращении исследования с указанием их причин и влияния на оценку его результатов, общую оценку риска и ожидаемой пользы от применения исследуемого лекарственного препарата. Более полной информации для опубликования не предусмотрено. В настоящее время некоторые производители препаратов публикуют результаты клинических исследований самостоятельно.

В соответствии со ст. 27 «Об обращении лекарственных средств» в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения заключений комиссии экспертов по результатам экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» соответствующие заключения комиссии экспертов и осуществляет их оценку для определения соответствия заданию на проведение этих экспертиз. Содержание экспертизы составляет информация, на основании которой препарат допускается на рынок, свидетельствующая о его безопасности. Однако в настоящий момент это требование в полной мере не выполняется, что неоднократно отмечалось в средствах массовой информации, в связи с тем, что некоторые сведения могут составлять коммерческую тайну.

При этом возникает риторический вопрос, может ли охрана коммерческой тайны в исключительных ситуациях угрозы жизни и здоровью населения иметь большую важность, чем право на информацию и охрану здоровья?

Несмотря на очевидную необходимость, чтобы данные сведения содержались в открытом доступе, формулировка статьи не содержит на это четких указаний, что приводит к соответствующему правоприменению. Безусловно, предоставление таких сведений в открытом доступе и общая прозрачность проводимых исследований могли бы повысить уровень доверия со стороны граждан к производителям препаратов и государственным органам.

Между тем ч. 2 ст. 68 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предусматривает ответственность субъектов обращения лекарственных средств, в случае непредставления или несвоевременного представления информации и (или) документов либо представления недостоверных информации и (или) документов, предусмотренных данным законом, разумеется, при наличии доказанности вины субъектов. В частности, административную, в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации), уголовную согласно ст. 237 УК РФ (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей) и иными статьям УК РФ, а также гражданско-правовую в соответствии с § 2 главы 59 ГК РФ.

Согласно ст. 98 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские организации и работники также несут ответственность, как дисциплинарную, так и в соответствии с иным законодательством, за нарушения в сфере охраны здоровья, в частности, при нарушении нормы о добровольном информированном согласии. Так, в частных медицинских учреждений, может применяться ст. 14.4. КоАП РФ (оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением законодательства РФ). Уголовная ответственность может наступить как за халатность (293 УК РФ) так и по иным статья УК РФ, в случае, если нарушение повлекло опасные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью.