Автор: Наталья Николаева
Выражение «первое впечатление нельзя произвести дважды» особенно актуально для профессии юриста: зачастую именно при знакомстве принимается решение о сотрудничестве. Внешний вид — то, на что прежде всего обращает внимание работодатель, судья или потенциальный клиент; кроме того, дресс-код, как и любые правила этикета, помогает идентифицировать «своих», вызвать уважение и расположить к себе, создать нужный деловой настрой.
Разнообразие жанров
Основная функция дресс-кода в консервативных профессиях (а профессия юриста по умолчанию относится к таковым) — подчеркнуть авторитет и компетентность специалиста.
Наибольшую популярность в российском деловом сообществе приобрели варианты business casual и smart casual. Свой вклад в демократизацию офисного дресс-кода внесли пандемия и удаленный формат работы — сотрудники стали приходить на службу в менее формальной одежде, а костюм надевать только на официальные встречи, собеседования и судебные заседания. Стили business casual и smart casual позволяют юристу одеваться удобно, но выглядеть при этом элегантно.
В случае инхаус-юристов дресс-код зависит от корпоративной культуры и сферы деятельности компании: к примеру, в российской сфере IT вероятность встретить юриста в деловом костюме невелика — скорее он придет на совещание в джинсах и футболке. Строгое соблюдение правил делового дресс-кода более характерно для министерств и ведомств, а также для компаний энергетического, нефтегазового сектора и иных направлений, тесно связанных с государством.
В российском юридическом консалтинге единого отношения к дресс-коду нет: в одних компаниях процветает свободный стиль (за исключением деловых встреч и судебных заседаний), другие допускают вольности только в"casual Friday", третьи и вовсе не делают сотрудникам никаких послаблений.
Отдельные представители профессии предпочитают яркие индивидуальные образы: кто-то пользуется для этого услугами персонального стилиста, у кого-то врожденное чувство прекрасного и он справляется сам. «Юристы — творческие, креативные люди, часто работающие в режиме запредельной скорости, и при выборе стиля, гардероба нас уже давно нельзя вместить в прокрустово ложе штампов и скучных правил», — говорит директор по правовым и корпоративным вопросам «БЭЛ Девелопмент» Олег Гришунин. К тому же умеренная экстравагантность может послужить хорошим способом выделиться и запомниться.
Гардероб как часть работы
Как выглядят партнеры компаний, занимающих верхние строчки юридических рейтингов? Дорогой костюм, соответствующие аксессуары. Для клиентов это своего рода знак принадлежности к одному с ними кругу, социальному слою. Для коллег — показатель статуса и успешности, иногда — способ доминирования. Для работодателей — демонстрация благополучия и способности зарабатывать, а также маркер социального интеллекта. Во всех случаях «дорогой» внешний вид оправдан — и полезен для достижения целей юриста, будь то новый контракт или повышение по службе. «Внешний вид юриста — это часть его работы. Ты не можешь стоить дорого, если выглядишь дешево», — утверждает Максим Матвиенко, юридический рекрутер из Max Legal. Управляющий партнер «Романов и партнеры» Сергей Романов уверен, что далекому от юриспруденции доверителю сложно оценить профессионализм юриста на первой встрече: «Тут скорее происходит анализ, насколько вы совпадаете по темпераменту, характеру, взглядам на жизнь, и это показывает в том числе и гардероб». С коллегой согласна и Галина Богачева, сооснователь юридического бюро Ingvarr: «Внешний вид — это новый способ коммуникации и инструмент достижения цели. Хорошо и со вкусом одетый юрист имеет гораздо больше шансов подписать договор с клиентом».
По внешнему виду сотрудника судят и о компании в целом (именно поэтому во многих юридических фирмах строго следят за соблюдением дресс-кода). Причем судят как потенциальные клиенты, так и потенциальные сотрудники, для которых классический костюм хорошего качества на представителе компании транслирует стабильность, благосостояние и надежность фирмы-работодателя. Партнер Denuo Андрей Панов полагает: даже если внешний вид не всегда сказывается на позиции или уровне дохода юриста напрямую, он точно влияет на то, как на него будут смотреть окружающие, от клиентов до коллег: «Юрист в деловом костюме всегда воспринимается серьезнее, чем юрист, нарочито небрежно и с вызовом одетый. Вероятно, сторонники второго варианта гардероба относятся к приверженцам подхода „содержание всегда превалирует над формой“. Однако весь мой опыт говорит, что никогда нельзя недооценивать форму — это относится и к форматированию документа, и к выступлению в суде или на конференции, и к вашему виду».
«Клиенты, контрагенты, коллеги зачастую, встречая юриста „по одежке“, именно по внешнему виду формируют свое впечатление о его компетентности, основательности, надежности, о его ответственном и уважительном отношении к делу и партнерам», — говорит Олег Гришунин.
Дорожная карта
Главные правила внешнего вида юриста, как уже отмечалось, — уместность и сдержанность. Одежда, ко всему прочему, не должна привлекать излишнего внимания окружающих. Женщинам на деловой встрече, конференции или даже в офисе не следует излишне подчеркивать преимущества фигуры: в деловом дресс-коде неуместны прозрачные блузки или высокие разрезы на юбке, равно как и чрезмерно обтягивающие брюки у мужчин. Даже теплая погода — не повод проявлять вольности в гардеробе: открытая обувь или рубашка с коротким рукавом остаются табу в деловом костюме независимо от времени года. Рубашки должны быть идеально выглаженными, ботинки и туфли — безупречно чистыми. Выбирайте ткани, которые меньше мнутся, носите с собой влажные салфетки, чтобы всегда иметь возможность протереть обувь. Что касается материалов, хорошим выбором станут качественные натуральные ткани — выполненный из них классический, безупречно сидящий костюм окажется долгосрочной инвестицией, ведь деловой дресс-код не меняется десятилетиями.
«Я бы рекомендовал юристам придерживаться консервативного стиля: деловой костюм темных оттенков, белая, голубая или розовая сорочка, темные туфли. В этом случае практически отсутствует риск ошибиться. В дополнение к деловому костюму мужчинам никогда не помешает галстук — хотя бы потому, что с ним ансамбль всегда выглядит намного более завершенным», — советует Андрей Панов. «Правила делового стиля стары как мир — строгие лаконичные формы и спокойные цвета. Полагаю, что грамотно и со вкусом одетый юрист всегда выигрывает», — резюмирует Галина Богачева.
Важно и собственное чувство комфорта: следуя всем правилам, не стоит впадать в крайности и игнорировать себя. Комфортная одежда дает человеку чувство безопасности, так что не стоит надевать те вещи, в которых оно пропадает, ведь даже соблюдая самый строгий дресс-код, всегда можно найти приятную для себя альтернативу.
Олег Гришунин напоминает слова портного британской королевской семьи Харди Эмиса: «Мужчина должен выглядеть так, будто приобрел свои вещи с умом, надел их со вкусом, а перед выходом из дома начисто о них забыл» — и советует юристам выглядеть стильно, не вызывая у окружающих «ощущения, что вы очень старались и потратили час, подбирая туфли к ремешку часов. Кроме того, формально соблюдая законы сочетания цветов, тканей и фасонов, можно одеться правильно, но при этом выглядеть скучно. Постарайтесь найти особенную деталь, изюминку в своем стиле и привыкайте ими пользоваться. Научитесь быть естественными в элегантной небрежности».
Стиль юриста — не самоцель, а всего лишь инструмент, сопутствующий успеху; отсутствие опыта и квалификации не сможет компенсировать ни один дорогой костюм. Но, с другой стороны, безупречный внешний вид и умение «говорить» своей одеждой — важная составляющая личного бренда юриста.
Разной степени строгости
К разновидностям делового дресс-кода относятся:
Business best — самый строгий и дорогой деловой костюм. Используется топ-менеджерами крупных компаний, чиновниками высокого уровня, дипломатическими сотрудниками при проведении протокольных встреч, совещаний на высоком уровне, симпозиумов и конференций.
Business traditional — повседневная офисная история, которая предполагает костюм для мужчин и женщин. Отличается традиционностью, формализмом и даже определенной скукой.
Business casual — повседневно деловая одежда для офиса, менее формальная и более удобная, чем простой (business traditional) деловой стиль.
Smart casual — свободный и непринужденный дресс-код, который подходит для рутинных рабочих собраний и деловых встреч вне офиса. Этот стиль ориентирован в первую очередь на комфорт и не имеет четких требований — он определяется характером мероприятия и личными предпочтениями.
Искусство уместности
Судебное заседание
Судебный процесс — формальное мероприятие, одеваться на которое следует неброско: деловой костюм, классические туфли. А вот дорогие аксессуары, бренды и вызывающе яркий внешний вид вряд ли произведут желаемое впечатление на судью. Во избежание негативной реакции стоит сделать акцент не на стиль, а на добротность исполнения элементов классического дресс-кода. Поскольку «судебный» дресс-код пока не вполне формализован, можно воспользоваться положениями Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которым адвокат, осуществляя профессиональную деятельность, обязан «…придерживаться манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению».
Собеседование и переговоры с клиентом
Первая встреча, как правило, самая важная, поэтому нужно быть готовым к оценке со стороны собеседника, у которого до погружения в разговор нет иных фильтров, кроме одежды и аксессуаров, стрижки и, применительно к женщинам, макияжа. Клиент на первых переговорах — сильная сторона, он может позволить себе отступления от дресс-кода, но юрист — никогда.
Отправляясь на собеседование, с потенциальным работодателем лучше «познакомиться» заранее — изучить сайт компании и фото команды на сайте, почувствовать корпоративную культуру и ДНК бренда. Соответствие вашего внешнего вида ожиданиям собеседника упростит коммуникацию и позволит сторонам быть «на одной волне». На следующих встречах в стиле одежды уже возможны послабления.