Конференции: за и против

Участие в конференциях – это отличный способ расширить свои знания, пообщаться с коллегами, увеличить клиентскую базу и просто интересно провести время. Кроме того, конференции позволяют отслеживать новые тенденции рынка, что повышает клиентоориентированность. Есть юрфирмы, чьи юристы не пропускают ни одной конференции, часто выступают спикерами и организовывают что-то свое. Есть те, кто ходит только на определенные и собственные мероприятия. А существуют компании, которые вообще не считают нужным участвовать в конференциях. Разберемся, какая у них мотивация.

Автор: Анастасия Найда

Источник: ПРАВО.RU

Участие в конференциях

Большинство юристов считает своим долгом отметить присутствием все более или менее значимые отраслевые конференции. Однако эксперты в один голос заявляют, что это неправильно. «Коллеги могут решить, что в офисе у вас дел нет, и отнести эту новость на рынок», — предупредил старший программный менеджер отдела конференций газеты «Ведомости» Юрий Сухоруков. «Вряд ли механическое посещение десятка дискуссионных сессий будет полезно и эффективно для развития и продвижения конкретного юриста или практики», — согласилась PR-менеджер компании «Пепеляев Групп» Александра Старостина. «Да и бюджета, даже самого большого, не хватит на посещение всех существующих на рынке конференций, форумов и прочего», — призналась менеджер по развитию бизнеса и коммуникациям в России Noerr Анастасия Котенкова. Она рассказала, что ежедневно получает десяток писем от различных организаторов конференций с предложением поучаствовать в том или ином мероприятии. Но в Noerr определили свою стратегию и собственное позиционирование и приняли решение сделать упор на мероприятиях за рубежом, в первую очередь, в Германии. «Это связано с тем, что основной поток работы мы получаем от иностранных компаний. Конечно, за ключевыми игроками на российском рынке конференций тоже следим», — добавила Котенкова.

Анна Фёдорова, руководитель деловых проектов «Право.ru»

Как среди разнообразия тем и форматов выбрать для себя наиболее оптимальный вариант?

  • Составьте график событий на ближайшие полгода, так будет эффективнее планироваться время и бюджет. Просите у организаторов скидки за раннюю регистрацию.
  • Выбирайте мероприятия совместно с маркетологом, чтобы они совпадали с общей стратегией развития компании.
  • Узнайте все об организаторе. Какой портфель проектов он предлагает? Если вы в первый раз слышите об организаторе, просите рекомендации.
  • Внимательно изучите темы программы, приглашенных спикеров, список зарегистрированных участников.
  • Определитесь с задачами, которые можете решить на конкретном мероприятии. От этого зависит ваша роль в проекте.

Однако есть юристы, которые скептически относятся к посещению конференций. «К конференциям у меня двойственное отношение: с одной стороны, интересно встретиться с коллегами, пообщаться. С другой стороны, с информационной точки зрения для меня лично конференции давно ничего нового не открывают, к сожалению. Раньше я часто посещала такие мероприятия, а сейчас практически не хожу на них. Я всегда слежу за новыми веяниями судебной практики и изменениями законодательства, поскольку подписана на многие юридические информационные источники. Все это сводит к нулю вероятность услышать что-то новое на конференции», — заявила адвокат, партнёр КА «Тарло, Семилетова, Волошина» Лариса Семилетова. Эксперт объяснила, что в большинстве случаев конференции превращаются в лекции спикеров, не связанные между собой либо, наоборот, повторяющие друг друга. А заместитель директора Гражданско-правового департамента ЮФ «Клифф» Евгений Джафаров признался, что вряд ли пойдет на конференцию, если на ней не будет представителей бизнес-сообщества, поскольку для него в первую очередь важно продвижение услуг юрфирмы «Клифф».

Выступление на конференциях

Выступление на конференциях, семинарах, круглых столах и прочих мероприятиях всегда добавляет юристу вес. «Это прекрасная возможность продемонстрировать свои опыт и экспертизу, обменяться мнениями с лидерами отрасли, пообщаться с представителями бизнеса, чиновниками и консультантами», — считает Старостина. «Развитие невозможно без того, чтобы делиться своим опытом и знаниями с коллегами, ведь чем больше мы отдаем, тем больше обретаем. Кроме того, в процессе выступлений, а именно дискуссий, зачастую рождаются новые истины, о которых не пишут в учебниках и тетрадях — это возможность быть на шаг впереди, чувствовать тренды и повестку дня, влиять на развитие отрасли, с которой связал свою профессиональную карьеру», — уверен руководитель отдела по связям с общественностью ЮГ «Яковлев и Партнеры» Андрей Арих.

Привилегия выступления в качестве спикера доступна далеко не каждому. Если юрист недостаточно компетентен, плохо подготовился к выступлению или неспособен удержать аудиторию, его вряд ли пригласят с докладом на конференцию. «Кроме того, вы не сможете произвести хорошее впечатление, если не хотите выступать, если вам нечего сказать публике. Не стоит выходить на сцену с неинтересной темой», — считает профессиональный маркетолог, психолог, тренер по подготовке спикеров TEDxSadovoeRing Елена Полякова (см. «Секреты юрмаркетинга-2017: Рейтинги, соцсети и поиск клиентов»).

Однако некоторые юристы сами отказываются быть спикерами на тех или иных мероприятиях. Причин несколько. «Не стоит забывать, что правоведы в подавляющем большинстве консерваторы и интроверты. Из-за этого заставить их выступать порой непросто», — уверена директор по развитию бизнеса в СНГ Baker McKenzie Ирина Минулина. «Остановить меня от выступления могут тема и какие-то объективные причины. Если я не обладаю опытом и знаниями по указанному вопросу, то не стану участвовать в качестве спикера. Ничего не может быть хуже, когда заявленный специалист пересказывает общедоступную информацию. К тому же когда спикер плохо разбирается в теме — это всегда видно. Должен быть огонь в глазах при выступлении», — считает адвокат, руководитель отдела BD Национальной юридической компании «Митра» Алина Зеленская. «Недостаток свободного времени часто не позволяет мне участвовать в семинарах и конференциях. С этой точки зрения удобным является участие в вебинарах», — заявила старший юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания» Юлия Пироженко. «Неизвестный организатор, непонятный формат проведения мероприятия, узкая аудитория, непрофильная тема и удаленность от центра могут остановить меня от выступления на конференции», — сообщил председатель Московской Арбитражной и Налоговой К А «Люди Дела» Борис Федосимов.

Представители каких юрфирм чаще выступают спикерами? «И крупные и мелкие фирмы могут быть одинаково активны. Все зависит от принятой стратегии продвижения и харизмы „говорящих голов“. „Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры“ — фирма крупная, „Бартолиус“ — поменьше, а их управляющие партнёры одинаково активны на всех значимых юридических форумах. „Пепеляев групп“ -известнейшая российская фирма, которая является признанным конференционным бойцом. „Ковалев, Тугуши и партнёры“ создана совсем недавно, но уже двигается в том же направлении. При этом российские юрфирмы обычно активнее. Глобальные офисы иностранных компаний часто накладывают на своих юристов ограничения относительно публичных выступлений. Кстати, иногда такие ограничения связаны с тем, что руководство боится выпускать в свет перспективных сотрудников — а вдруг их переманят конкуренты», — поделился своими наблюдениями Сухоруков.

Организация конференций

Даже внутри одной юридической фирмы юристы по-разному относятся к организации собственных мероприятий, тем более с привлечением сторонних спикеров. «Кто-то считает это тратой времени и средств, кто-то — необходимостью для обозначения себя на рынке и в профессии. На мой взгляд, это может стать и хорошим дополнением к имиджу компании, и средством привлечения новых клиентов, и, конечно, средством повышения квалификации собственных кадров», — сообщила юрист АБ «Казаков и партнёры» Анастасия Найда. Федосимов полагает, что собственные мероприятия надо проводить в двух случаях: для презентации новой услуги текущим и потенциальным клиентам, а также для повышения лояльности постоянных клиентов. В остальных ситуациях, по его мнению, проще и дешевле проводить партнёрские мероприятия. «А вообще юрфирме стоит задуматься о собственных конференциях, когда остро стоит вопрос продвижения, закрепления бренда», — отметил Федосимов. «Для создания и продвижения своих мероприятий нужен отдел маркетинга, определенный бюджет и грамотно спланированная рекламная кампания. Однако если юрфирма хочет расти и развиваться, другого пути нет. И все равно даже с этими составляющими спикеры из госорганов неохотно выступают на таких мероприятиях, так как предпочитают более широкие и известные площадки. Об этом нужно помнить», — уверена директор по развитию ЮФ «Клифф» Инга Скворцова.

Некоторые юридические фирмы регулярно проводят собственные конференции, семинары, бизнес-завтраки и другие мероприятия. Однако мотивация у всех разная. «Целью наших мероприятий, в первую очередь, является сохранение текущей клиентской базы и поддержание хороших партнёрских отношений. Также мы стараемся создать добавленную ценность для бизнеса наших клиентов, рассказывая о последних законодательных изменениях, разбирая сложные случаи, анализируя судебную практику. Отдельным направлением является проведение выездных семинаров для юридических департаментов в офисе компании-клиента и проработка профильных тем с отделами HR, compliance и другими», — рассказала Котенкова из Noerr. «Мы организуем мероприятия, поскольку считаем: хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Возможности маркетинговой команды „Пепеляев Групп“ по привлечению нужных спикеров и участников конференции в рамках понятных нам тем подчас шире возможностей сторонних организаторов. Кроме того, размер и опыт команды позволяют организовать мероприятие на максимально высоком уровне, что не всегда удается внешним организаторам», — сообщила Старостина. «Мы проводим семинары, как правило, у себя в офисе, что очень важно для выстраивания дальнейших отношений с клиентами — они получают индивидуальный подход и ответы на все интересующие вопросы. К тому же мы можем быть уверены, что в стенах нашей компании на них больше никто не охотится, ведь на крупных мероприятиях потенциальные заказчики зачастую похожи на жертв в окружении хищников-консультантов. После таких семинаров можно сразу провести рабочую встречу. Мы также предлагаем потенциальным клиентам выбрать на сайте области профессиональной компетенции, которые их волнуют, определить наиболее актуальные темы, и наши специалисты проведут семинар на выезде — у нас есть уже набор успешных кейсов по этому направлению», — поделился Арих из «Яковлев и партнёры».

Есть компании, которые постепенно отказываются от собственных мероприятий. «Когда-то мы устраивали семинары, но в последнее время прекратили эту практику — слишком маленькая аудитория, собрать участников очень сложно. Поэтому было принято решение спонсировать конференции, организуемые профессионалами», — рассказал управляющий партнёр ЮК «Архитектура Права» Андрей Зуйков. Как нам сообщила бизнес-ассистент Howard Russia LLC Елизавета Осипцова, они тоже предпочитают совместные мероприятия. Например, в прошлом году Howard Russia LLC совместно с Финансовым Университетом при Правительстве Р Ф организовывала международную конференцию по кадастровой оценке, поскольку юрфирма имеет внушительный опыт в этой области. «Плюсы спонсорства заключаются в том, что оно позволяет существенно поднять узнаваемость бренда юридической компании, получить лучшие возможности по представлению своих идей и наработок, продвижению среди существующих и потенциальных клиентов ключевых сотрудников. Затраты на спонсорство подлежат обязательной монетизации в виде получения новых клиентов», — уверен Сухоруков.

А другие фирмы, наоборот, со временем приходят к собственным конференциям. «Думаю, вначале компаниям нужно участвовать в совместных конференциях. Самим начинать организовывать мероприятия стоит только тогда, когда вы точно понимаете, что сможете сделать интересный и качественный проект, когда у вас есть уже накопленный опыт и вы хотите им поделиться, когда сможете привлечь интересных спикеров. Не нужно гнаться за славой и делать все самим — первое впечатление нельзя изменить. На второе мероприятие, организованное вами, может никто не прийти», — считает Зеленская.

***

И все же некоторые компании не участвуют, не выступают и не организовывают конференции. Почему они так поступают? Кроме вышеперечисленных причин есть еще одна — у фирмы имеется крупный якорный клиент с длинным горизонтом сотрудничества, все работники загружены под завязку, при этом существует обязательство о конфиденциальности и неразглашении. В этом случае компании нет смысла участвовать в публичных мероприятиях.