УФАС Башкирии может наказать Сбербанк за рассылку с номера 900

Житель республики письменно отказался от получения рекламы, но банк проигнорировал его волю

Автор: Станислав Дабижа

Источник: РБК

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Башкирии может привлечь к ответственности ПАО «Сбербанк» за распространение ненадлежащей рекламы по официальному СМС-каналу с номером 900. Ведомство провело расследование по заявлениям местного жителя, который получал навязчивую рассылку с предложениями продуктов банка.

В сентябре 2024 года заявитель подал в УФАС девять жалоб на рекламу от «Сбера». СМС-рассылку он получал с февраля по сентябрь. В них банк рекламировал кредитную карту, полис ОСАГО, программу долгосрочных сбережений и сервис «СберПрайм».

По данным УФАС, рассылку от имени Сбербанка могли осуществлять две компании-подрядчика — ООО «ОСК» и «Сбербанк-Телеком». В «ОСК» антимонопольной службе сразу заявили, что подобные сообщения по поручению банка они не рассылали. В «Сбербанк-Телекоме» сообщили, что они «осуществляют только передачу получателю информации, сформированной отправителем (ПАО „Сбербанк“), имея целью не распространение рекламы, а оказание услуг связи».

В связи с этим единственным ответчиком по делу стал Сбербанк. В кредитной организации сообщили, что согласие на получение рассылки содержится в договоре оказания банковских услуг. Но автор жалоб указал, что в феврале 2024 года он направил на электронную почту банка письмо с отзывом своего согласия на обработку персональных данных и получение рекламы. В «Сбере» сообщили, что «технически этот отказ не был отражен в автоматизированной системе банка».

В УФАС сочли, что это не оправдывает распространителя рекламы.

«Заявитель воспользовался своим правом, предусмотренным федеральным законодательством, и отозвал согласие на получение рекламных сообщений от ПАО „Сбербанк“. То обстоятельство, что банк не зафиксировал факт отказа в программном обеспечении, не освобождает общество от обязанности прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием», — говорится в решении антимонопольной службы.

В результате рекламу признали ненадлежащей, а материалы дела передали для возбуждения административного дела. При этом Сбербанку не будут выдавать предписания, так как компания сообщила, что прекратила рассылку.

Старший юрист адвокатского бюро «Казаков и партнёры» Станислав Дабижа сообщил РБК Уфа, что ответственность за подобное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Она предусматривает штрафы на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

«Следует отметить, что в рассматриваемом случае в действиях банка установлено девять случаев рассылки рекламных сообщений, а по общему правилу штраф назначается за каждый случай отдельно. В то же время на практике такие множественные нарушения иногда рассматриваются как одно действие и назначается один штраф. Итоговый размер штрафа будет зависеть от большого количества факторов: смягчающих и отягчающих обстоятельств, признаков малозначительности, возможности замены штрафа предупреждением, имущественного положения и т. п., и определяется должностным лицом при вынесении постановления о назначении административного наказания», — сказал Дабижа.

Согласно законодательству о рекламе, распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, говорит управляющий партнер Kulik & Partners Law. Economics Ярослав Кулик.

«Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. При этом рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. За нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, предусмотрена административная ответственность для юридического лица в размере от 100 тыс. до 1 млн руб.», — говорит эксперт.

По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, зарегистрированное в 2005 году в Москве ООО «ОСК» является одним из подрядчиков Сбербанка. Стороны с 2015 года заключили семь контрактов на 74 млн руб. на оказание услуг поддержки платформы СМС-информирования клиентов банка. Компания подконтрольна Антону Шишковскому, Павлу Сорокину и зарегистрированному в ОАЭ «Айтек Эдвайзорс Миддл Ист ФЗКО». Выручка в 2023 году составила 15 млрд, а чистая прибыль — 1,5 млрд руб.

ООО «Сбербанк-Телеком» зарегистрировано в 2016 году. Компания тоже является подрядчиком цифровых услуг для «Сбера». В открытых данных есть сведения о двух контрактах на 86 млн руб. В 2023 году компания заработала 31 млн при выручке 3,2 млрд руб.

Как сообщал РБК Уфа, недавно антимонопольная служба в Башкирии оштрафовала Т-Банк на 500 тыс. руб. также из-за ненадлежащей рассылки рекламы. Кроме того, ведомство аналогичным образом признало Промсвязьбанк нарушившим закон о рекламе.