Автор: Григорий Скрипилев
В 2018 году комбинат «Электрохимприбор» оштрафовали за то, что один из водителей их большегруза не заплатил через систему «Платон» за проезд по федеральной трассе (ст. 31.1 закона об автомобильных дорогах). А в феврале 2019 года предприятие сдало свой грузовик МАЗ в аренду обществу «Атомспецтранс». Стороны заключили договор, временный владелец оформил на машину неограниченную страховку.
Летом того же года уже сотрудник арендатора ехал по трассе федерального значения «Сибирь» в Новосибирской области, но плату за это не внес. Система «Платон» нарушение зафиксировала. Так как этот факт выявили автоматически, протокол оформили на собственника машины — комбинат (ч.2 ст. 2.6.1 КоАП).
Инспектор Ространснадзора узнал, что в 2018-м этот автомобиль, принадлежавший «Электрохимприбору», уже нарушал норму, поэтому выписал штраф за повторное совершение административного правонарушения (ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП «Несоблюдение требований о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения»). И если за первый раз нарушитель заплатил 5 000 руб., на этот раз должен был уже 10 000 руб.
Оплатить чужой штраф
Предприятие попыталось обжаловать постановление через суд (дело № 12−15/2020). Представитель комбината объяснил, что грузовиком в это время пользовался «Атомспецтранс». В доказательство он представил копии нескольких документов: договора аренды, который заключили владелец МАЗа и общество, платежных поручений об оплате аренды и полиса ОСАГО на «Атомспецтранс». А еще заявитель предоставил справку начальника транспортного цеха о том, что тот самый МАЗ они не эксплуатировали с 1 января по 9 августа 2019-го. Руководитель написал список всех автомобилей, которые выходили в рейс от предприятия 23 июля 2019 года (в день, когда зафиксировали нарушение): в этом перечне отсутствовал грузовик, сданный в аренду.
Но Мошковский райсуд Новосибирской области решил, что эти бумаги не доказывают, что в момент фиксации нарушения грузовик предприятия был во владении другого лица. Справка самого «Электрохимприбора» о том, что МАЗ не эксплуатируется, не является доказательством невиновности комбината. Первая инстанция отметила, что к договору аренды не приобщена бумага о передаче большегруза арендатору. Поэтому постановление она оставила без изменения, оштрафовав владельца большегруза на 10 000 руб. Такого же мнения оказался и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. Он сослался на постановление
Не отвечает за машину в аренде
Дело единолично рассмотрел
Подтвердил сформированную позицию
Григорий Скрипилев, советник старшего
ООО «Газпром нефтехим Салават» через суд удалось отменить штраф за проезд на красный свет. Общество сдало в аренду свой Renault «Предприятию автомобильного транспорта и механизмов». Уже после этого автомобиль на перекрестке проехал на запрещающий сигнал светофора, что зафиксировала камера. Штраф пришел собственнику машины, ООО «Газпром нефтехим Салават». Общество решило его обжаловать в суде, предоставив договор аренды, платежки по нему, акт приема-передачи и допсоглашения. Две инстанции решили, что этих документов недостаточно, и отказали собственнику иномарки. Их поправил Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав, что представленные доказательства подтверждают факт аренды, и акты нижестоящих инстанций отменил (№ 16−2035/2020).
Александр Кожевников, заместитель руководителя юридического департамента Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС, говорит, что ключевое значение для принятия решения в пользу собственника ТС имеют два доказательства: авто действительно передали другому лицу и платили за аренду. Причем, как отмечает эксперт, оплата должна быть до момента нарушения.