Адвокатов могут обязать идентифицировать клиентов по-новому

Двойные стандарты и другие нововведения в Проекте нового Приказа Росфинмониторинга об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиента, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях повышения эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Автор: Анастасия Найда

Росфинмониторинг поделился Проектом нового Приказа об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиента, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях повышения эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Из Проекта следует, что действие Положения планируется распространить также и на адвокатов, но только в части требований к осуществлению идентификации. Многие положения нового Приказа к адвокатам применяться не будут. Например, адвокатам достаточно будет заполнять Анкету клиента без формирования Досье (хотя разница между ними не столь очевидна), при этом форма Анкеты клиента может разрабатываться самостоятельно, на данном этапе разработки унифицированной формы не предусмотрено, и скорее всего, это связано с тем, что она не должна подаваться адвокатами ни в какой орган.

Также при осуществлении идентификации клиентов у адвокатов не будет обязанности устанавливать сведения о целях и предполагаемом характере деловых отношений, о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента, о финансовом положении и источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента и ряда других сведений. Тогда как организациям и индивидуальным предпринимателям, указанным в общих положениях Проекта Положения, в случае его утверждения, предстоит выяснять и эти сведения тоже.

Ранее Положение о требованиях к идентификации клиентов[1] на адвокатов не распространялось, однако обязанными идентифицировать своих клиентов, выявлять необычные сделки и уведомлять о них Росфинмониторинг, адвокаты были с 2004 г. (изменения об этом в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), внесены еще Федеральным законом от 28.07.2004 № 88-ФЗ). То есть закон и ранее называл адвокатов в числе субъектов, осуществляющих противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, хоть и присваивал им статус специальных субъектов правоотношений, регулируемых указанным законом (на адвокатов распространяются только положения статей 7 и 7.1 Закона № 115-ФЗ).

Так ли ново это Положение?

На первый взгляд может показаться, что расширен состав лиц, в отношении которых необходимо будет собирать информацию и проверять их «надежность», в частности, в новом Положении кроме клиентов и выгодоприобретателей обозначена обязанность осуществлять идентификацию также представителей клиентов и бенефициарных владельцев. Однако эти лица и ранее были указаны в качестве лиц, подлежащих идентификации, в разных источниках, теперь новое Положение станет более детальным и унифицированным.

К идентификации «рисковых» клиентов, организации внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, а также фиксации и хранению информации, к обязанностям адвокатов теперь добавится обязанность убедиться в достоверности сведений, полученных от клиентов, их представителей, выгодоприобретателей или бенефициарных владельцев при их идентификации с документальным фиксированием (то есть необходимо будет запрашивать подтверждающие сведения документы и прикладывать их к Анкете клиента).

Но статус адвокатов как специальных субъектов все же будет сохранен. Я полагаю, это связано с особенным характером взаимоотношений адвоката с клиентом.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 17 декабря 2015 г. № 33-П, в силу фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства вмешательство государства в носящие конфиденциальный характер отношения, которые складываются в процессе получения лицом профессиональной юридической помощи адвоката, не должно нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности.

Однако, как указывается далее, право лица на конфиденциальный характер отношений со своим адвокатом как неотъемлемая часть права на получение квалифицированной юридической помощи не является абсолютным, но его ограничения, сопряженные с отступлениями от конфиденциальности, допустимы лишь при условии их адекватности и соразмерности целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, как того требует ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, запрет на информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом сведения о необычных сделках и финансовых операциях, если у адвокатов есть основания полагать, что они совершаются или могут быть совершены клиентом в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, выведены из-под действия адвокатской тайны (п. 5 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ). При этом сохраняется норма п. 4 указанной статьи, согласно которой адвокат не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган указанной информации. Получается двойной стандарт: адвокат обязан сообщить государству конфиденциально и на доверии полученную от клиента информацию, но при этом не вправе говорить об этом клиенту.

Здесь очень важно соблюсти баланс. Конфиденциальность и, прежде всего, доверие — слишком тонкая материя. В случае спора или конфликта интересов суды по привычке вместо поиска того баланса, о котором говорят Конституционный Суд России и международные нормы права, могут начать «рубить с плеча», не разбираясь. И получится, что изначально общественно-благая цель противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма превратится в большую проблему для правозащитников и института адвокатуры в целом. Приход к врачу станет не путем к выздоровлению, а собиранием сведений о болячках, к которым при этом каждый врач по своему внутреннему убеждению сможет приписать более серьезные симптомы. Этого нельзя допустить.

Очевидно, что Проект еще должен дорабатываться, и не только по существу, в тексте есть недоработки и технического характера, к примеру, в одном из пунктов нового Положения отсылка идет не на тот пункт Положения, который по смыслу имелся ввиду; имеются разночтения с разграничением сведений, которые адвокаты могут не устанавливать; принято аббревиатурное сокращение, которое используется в тексте только один раз; заметны орфографические ошибки.

[1] Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденное Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.