Американские санкции против России: чек-лист действий китайских компаний

актуальное

Автор: Евгений Ербахаев

С 21 февраля этого года расширен перечень санкций США против РФ и отдельных российских лиц.

Новые запреты и ограничения включают:

  • CAPTA-санкции;
  • ужесточение экспортного контроля;
  • SWIFT-санкции;
  • расширение Секторального санкционного списка (Sectoral Sanctions Identification List, SSI List);
  • расширение Списка граждан особых категории и запрещенных лиц (Special Designated Nationals and Blocked Persons, SDN List)[1].

Подавляющее большинство санкций затрагивают положение российских граждан.

Правовой основой системы санкций США против России, в основном, выступают законы (Acts) и указы Президента (Executive Orders).

Среди первых выделяются, в частности, Закон о торговле с врагом, 1917 г. (Trading With the Enemy Act, TWEA)[2], Закон о чрезвычайных положениях в стране, 1976 г. (National Emergenies Act, NEA)[3], Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях 1977 г. (International Emergency Economic Power Act, IEEPA)[4], «Закон Магнитского», 2012 г. (Russia and Moldova Jackson-Vanik Repeal and Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act) [5], Закон о поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины, 2014 г. (Support for the Sovereignty, Integrity, Democracy, and Economic Stability of Ukraine Act, SSIDES), Закон о поддержке свободы Украины, 2014 г. (Ukraine Freedom Support Act, UFSA), Закон о санкциях против государств-противников США, 2017 г. (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA)[6], Закон о реформе экспортного контроля, 2018 г. (Export Control Reform Act, ECRA), Закон о защите европейской энергетической безопасности, 2019 г. (Protecting Europe’s Energy Security Act, PEESA).

На основании указанных законов Президент США с 06.03.2014 г. по 08.03.2022 г. издал несколько указов в связи с событиями в Украине (Указы от 06.03.2014 № 13 660[7], от 16.03.2014 № 13 661 (о введении персональных санкций для физических лиц, о блокировании их активов, установлении запрета на въезд на территорию США ряда лиц)[8], от 20.03.2014 № 13 662 (о введении секторальных санкций в отношении РФ, в т. ч. экспортные ограничения на топливно-энергетический и военно-промышленный комплекс РФ)[9], от 19.12.2014 № 13 685[10], от 20.09.2018 № 13 849 (о запрете на осуществление операций с собственностью определенных лиц, связанных с Крымом)[11], № 14 024, № 14 039, № 14 065, Указ о запрете импорта и инвестиций в энергетическую отрасль России.

Помимо санкций, примененных в связи с ситуацией в Украине, Президентом США были введены и другие санкции в отношении российских физических и юридических лиц:

  • санкции согласно Указу от 21.12.2017 № 13 818 (о запрете на осуществление операций с собственностью лиц, причастных к серьезным нарушениям прав человека и коррупции)[12];
  • санкции, введенные в соответствии со ст. 23(d) CAATSA в отношении лиц, которые осуществляют деятельность в пользу российской обороны и разведки[13].

Контроль за администрированием санкций осуществляет Управление по контролю за иностранными активами (The Office of Foreign Assets Control, OFAC) Министерства финансов США и Государственный департамент.

Рассмотрим некоторые основные положения указанных экономических мер.

В Список CAPTA (Correspondent Account or Payable-Through Account Sanctions) включена информация о российских финансовых организациях и ведущих компаниях, корреспондентские счета и счета со сквозной оплатой (счета для депозита до востребования) которых подлежат закрытию в течение 30 дней, а операции в долларах США с использованием указанных счетов запрещаются. Активы банков и иных компаний в этом списке заблокированы не будут.

В целях ограничения российской промышленности, включая оборонную, авиационную, судостроительную промышленность, Бюро промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security, BIS) Министерства торговли США новировало Правила экспортного контроля (Export Administration Regulation, EAR) в отношении России.

Новая редакция Правил расширила перечень товаров, в т. ч. из третьих стран, подпадающих под запрет их экспорта в Россию (стала применяться политика отказа в выдаче разрешений на экспорт определенных товаров вместо ранее применявшейся политики презумпции отказа).

Изменены принцип минимальной пропорции (когда товар американского происхождения, относящийся к категориям 3−9 Контролируемого торгового перечня (Commerce Control List, CCL), включается в продукт иностранного производства, конечным пунктом назначения которого выступает территория России, он должен рассматриваться как «контролируемый товар») и принцип прямого продукта (иностранный товар, поставляемый в Россию, в т. ч. предназначенный для военных целей (Military End User, MEU), относящийся к категориям 3−9 Контролируемого торгового перечня, подпадает под действие Правил экспортного контроля, если он произведен в связи с использованием американских технологий или американского программного обеспечения).

Изменения Правил экспортного контроля не затрагивают ситуаций, когда заказы на запрещенные товары, подпадающие под действие принципа прямого продукта, были сделаны до 24.02.2022. Такие товары могут быть экспортированы не позднее 26.03.2022.

02.02.2022 США и Европейский Союз объявили SWIFT-санкции против 7 российских банков[14].

Такие банки больше не могут использовать SWIFT для получения и передачи информации о денежных переводах. Они не смогут завершить передачу информации о транзакциях через SWIFT, однако могут вернуться к традиционным методам транзакций или другим системам межбанковских сообщений.

Секторальные санкции имеют своей целью ограничение сделок финансирования и экспорта в адрес субъектов, осуществляющих деятельность в сферах финансовых услуг, добычи полезных ископаемых, энергетики, металлургии, машиностроения, военно-промышленного комплекса. Адресаты указанных санкций включены в секторальный санкционный список (Sectoral Sanctions Identification List, SSI List)[15]. Субъекты, которые прямо или косвенно находятся под контролем указанных лиц (не менее 50% голосующих акций (долей в уставном капитале)), также обязаны соблюдать санкции.

Содержание санкций в отношении лиц, попавших в список SSI, раскрывается в директивах OFAC. Так, американским лицам (U.S. Persons)[16], кроме предусмотренных законом случаев или на основании лицензии OFAC, запрещено осуществлять любые финансовые сделки с Банком России, Минфином, сделки, связанные с Фондом национального благосостояния России. Установлен запрет на предоставление займов ведущим российским банкам и ведущим компаниям в вышеуказанных сферах (new debt) на срок более определенного периода времени, а также приобретение их акций и долей в их уставном капитале (new equity).

Наиболее часто используемым видом санкций в США выступает публикуемый OFAC Список граждан особых категорий и запрещенных лиц (Special Designated Nationals and Blocked Persons List, SDN List)[17]. Субъекты, которые прямо или косвенно находятся под контролем лиц, включенных в Список (не менее 50% голосующих акций (долей в уставном капитале)), также обязаны подчиняться запретам. К указанным лицам применяются следующие виды ограничений:

  • всё имущество таких лиц, находящееся или ввозимое на территорию США, либо переданное во владение или передаваемое во владение американских лиц[18], блокируется;
  • действует запрет на любые торговые сделки с такими лицами;
  • действует запрет на оказание гуманитарной помощи[19] таким лицам.

Такие санкции считаются самыми жесткими.

По сравнению с санкциями в отношении лиц, включенных в Список SDN, более щадящими выступают санкции в отношении лиц, включаемых OFAC в Список санкций, не относящихся к SDN (Non-SDN Menu-Based Sanctions, NS-MBS). В этом Списке относительно конкретного лица указывается конкретная санкция, например, запрет на получение разрешения на экспорт, запрет на получение финансирования от американских банков.

Еще одним видом первичных американский санкций выступает Список определенных лиц (List of Specified Persons). В него ранее были включены физические и юридические лица, связанные с российской оборонной отраслью. С такими лицами «неамериканцам» (non-U.S. persons) запрещено совершать существенные сделки. В 2022 г. США не стали дополнять данный Список.

Перечисленные первичные санкции влекут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность американских и иностранных лиц, допускающих их нарушение[20]. В соответствии с требованиями OFAC к нарушению санкций относится также склонение американских лиц к совершению действий, влекущих обход санкций.

Несмотря на то, что все первичные санкции носят территориальный характер и запрещают совершение американским лицам сделок с лицами, включенными, в частности, в Списки SDN, SSI, применение санкций также может осуществляться экстерриториально. Например, санкции запрещают неамериканским лицам, находящимся за пределами США, совершение существенных сделок с лицами из Списков SDN, SSI или контролируемыми ими лицами. Нарушение санкций, имеющих экстерриториальный характер (вторичных санкций), не налагает уголовного наказания. Однако неамериканские лица могут столкнуться с такими мерами, как включение их в Список SDN или NS-MBS.

В китайских медиа-изданиях[21] в сложившихся условиях китайскому бизнесу предлагается следующий чек-лист.

Во-первых, необходимо удостовериться, затрагивает ли сделка с российским контрагентом чувствительные территории (например, территорию Крыма) или чувствительные отрасли экономики.

Во-вторых, следует определить, под какой вид санкций попал российский контрагент, поскольку ограничительные меры, принятые в США для разных российских юридических лиц, сильно различаются. Так, допустим, генеральная лицензия 8A разрешает американцам совершать соответствующие сделки, связанные с российским энергетическим сырьем (в частности, с нефтью, газом). «Не стоит, следуя принципу „всех под одну гребенку“, приостанавливать любые сделки», говорят юристы Адвокатской фирмы «Цзюньхэ»[22].

Не стоит забывать, что санкции могут иметь вторичный характер, пусть даже китайские компании напрямую не касаются юрисдикции США (например, не участвуют в сделках с американскими лицами, с американскими товарами, технологиями).

В-третьих, в дальнейшем рекомендуется провести сделать анализ в отношении конкретной сделки. Например, заключая и (или) исполняя договоры международной купли-продажи в Россию китайским компаниям необходимо следовать новым EAR, чтобы понять, подпадают ли те или иные товары под их действие, применяются ли какие-либо исключения из указанной разрешительной системы.

В-четвертых, требуется оценка влияния санкций на процесс движения средств по внешнеэкономической сделке. Если банк контрагента находится под санкциями, необходимо оценить риски на маршруте перевода денег.

Используемый чек-лист позволит принять решение о приостановке, прекращении или продолжении соответствующих сделок с российскими партнерами.

Так, относительно сделок и иных операций, которые имеют прямое отношение к первичным санкциям (в частности, санкциям, изложенным в Списке SDN, в EAR), рекомендуется немедленно приостановить их и проанализировать, применяются ли переходный период к завершению их исполнения или имеются ли изъятия из введенной разрешительной системы.

Относительно сделок, могущих повлечь вторичные санкции, рекомендуется приостанавливать эти сделки и принять дальнейшее решение с учетом последующего изменения ситуации.

Даже если сделка не подпадает под санкции, необходимо всесторонне проанализировать иные препятствия, которые могут возникнуть в процессе расчетов, страхования, перевозки.

Если необходимо прекратить соответствующую сделку, компании должны обратить внимание на способы (односторонний отказ, расторжение и др.) и основания ее прекращения (нарушение обязательств, форс-мажор и т. д.).

И последнее, не стоит забывать о правовых средствах борьбы с санкциями, которые используются в России.


[1] URL: https://www.treasury.gov/ofac/downloads/sdnlist.pdf. Дата обращения: 27.03.2022.

[2] 12 U.S.C. §§ 95a-95b and 50 U.S.C. App. §§ 1−44.

[3] 50 U.S.C. §§ 1601−1651.

[4] 50 U.S.C. §§ 1701- 1706.

[5] 126 Stat. 1496.

[6] Public Law No: 115−44 (08/02/2017).

[7] Executive Order 13 660 — Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine. March 10, 2014. http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ukraine_eo.pdf

[8] Executive Order 13 661- Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. March 19, 2014. http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ukraine_eo2.pdf

[9] Executive Order 13 662 — Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ukraine_eo3.pdf

[10] Executive Order 13 685 — Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ukraine_eo4.pdf

[11] Executive Order 13 849-Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/caatsa_eo.pdf

[12] Executive Order 13 818-Blocking the Property of Persons Involved in Serious Human Rights Abuse or Corruption https://www.federalregister.gov/documents/2017/12/26/2017−27 925/blocking-the-property-of-persons-involved-in-serious-human-rights-abuse-or-corruption

[13] CAATSA Section 231(d) Defense and Intelligence Sectors of the Government of the Russian Federation https://www.state.gov/t/isn/caatsa/275 116.htm

[14] Банк Открытие, Новикомбанк, Промсвязьбанк, Банк Россия, Совкомбанк, ВЭБ и ВТБ. Все указанные банки включены в Список граждан особых категории и запрещенных лиц (Special Designated Nationals and Blocked Persons, SDN).

Новикомбанк, ВТБ и ВЭБ кроме того включены в Секторальный санкционный список (Sectoral Sanctions Identification List, SSI).

Необходимо всесторонне оценивать наличие санкционного риска в сочетании с другими санкциями, наложенными на банки, участвующие в сделке.

[15] SSI List. https://www.treasury.gov/ofac/downloads/ssi/ssilist.pdf

[16] Определение американских лиц различается в зависимости от типа санкций.

[17] SDN List. February 20, 2019. https://www.treasury.gov/ofac/downloads/sdnlist.pdf

[18] Под американскими лицами понимаются: а) граждане США; б) иностранные граждане, постоянно проживающие в США; в) организации, созданные по законодательству США или в юрисдикциях США, включая их зарубежные филиалы; г) любые физические или юридические лица, находящиеся в США.

[19] К гуманитарной помощи относятся, в частности, продукты питания, одежда, медицинские изделия.

[20] В качестве факта привлечения к гражданско-правовой ответственности выступает штраф в размере до $ 250 тыс. за каждое нарушение или взыскание убытков в размере 2-кратного размере от суммы сделок, совершенных в обход санкций. За умышленное нарушение указанного режима возможна уголовная ответственность в виде штрафа до $ 1 млн. и лишения свободы до 20 лет.

Ответственность за нарушение санкций отличается в зависимости от типа санкций. См.: Civil Penalties and Enforcement Information, https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/CivPen/Pages/civpen-index2.aspx

[21] 欧美制裁是否属于不可抗力?(URL: https://min.news/zh-sg/world/0d796a074f6ac155d8f2b9fed9f915e2.html. Дата обращения: 27.03.2022).

[22] 君合法评丨美国对俄罗斯全面制裁:中国企业的应对思路 (URL: http://www.junhe.com/legal-updates/1710. Дата обращения: 27.03.2022);