БезрасСудный день. 01.07.2020.

Автор: Диана Полетаева

Пока Москва самоизолирована под угрозой штрафов всех уровней, расчерчена бордюрными камнем и полутораметровыми расстояниями, заражена, но показательно готова к любым сценариям эпидемии, её накрыло не только «стеклянным колпаком «повышенной готовности», но и «медным тазом» рукотворного российского Скайнета.

Если верить п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», добрый ламповый Скайнет возьмёт москвичей в свои заботливые руки с 1 июля 2020 года.

Дата кажется неслучайной. Вдруг к этому времени тёплые и яркие солнечные лучи, внедрившись в тело через кожу (по Трампу), осилят уханьского вирусного гастролёра и граждане начнут забывать случившееся (по Пескову) … А информации о потрепанных болезнью организмах к тому моменту будет накоплено предостаточно. Её можно взболтать (но не смешивать) с прочими медицинскими, статистическими данными о жителях, в результате чего получится солидная база данных. И если персональные данные — новая нефть, то отчего бы не использовать искусственный интеллект как новый крекинг-процесс?

Для легитимации вмешательства устанавливается «экспериментальный правовой режим». Смелый филологический ход! Нет скидок на общестрановую аллергическую реакцию на слово «эксперимент» и, тем паче, на слово «режим». Срок проведения эксперимента подходящий — пять лет (с 1 июля 2020 года).

Закон писали люди вдумчивые, интеллигентные. Поэтому есть и цели, и задачи, и принципы. Всё как в учебнике.

Самая занимательная для поборников гражданских прав и свобод часть Федерального закона от 24.04.2020 № 123-ФЗ — это п. 5 ст. 2: «Результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории Российской Федерации или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В тексте чувствуется мысль гениального Азимова, чей Нулевой закон робототехники гласит: «Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред».

Наш законодатель, видимо, тоже читал Азимова и тоже не может «бездействием допустить». Потому и не бездействует в активной форме — введением «экспериментального правового режима специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта».

Понятийный аппарат Закона — родной брат понятийного аппарата Указа Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

В Законе мы встречаем аккуратно переписанные из Указа № 490 строки:

«искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений;

технологии искусственного интеллекта — технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта (включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта)".

Как и в случае с Указом, недостаточная гражданская сознательность рождает у нас риторические вопросы:

  1. Почему порой даже «Википедия» справляется с правилами логики лучше, отрицая идолов современного законодателя — тавтологию, пространность и «авторский язык»?
  2. Что означает «сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека»? Результаты чьей интеллектуальной деятельности будут взяты за максимум? Скайнета? (и ведь он тут же решит, что человек — минимум — лишний)
  3. Кто в рамках упомянутого «минимума» сможет точно отделить потребность гражданина в килограмме картошки от потребности в принудительном лечении?

Продвигаясь по руслу идеи законодателя, обнаруживаем, что имеются «участники экспериментального правового режима», определяемые как «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр участников экспериментального правового режима в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона».

То есть проявляются бенефициары идеи (помимо системы госуправления).

Круг «избранных» будет очерчен строго. Сделает это «уполномоченный орган», которым является «орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, уполномоченный на координацию мероприятий экспериментального правового режима, а также на осуществление иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом» по правилам ст. 5 Закона.

Тут — исключительно ввиду нашей визионерской слабости и гражданской несознательности — перед глазами встаёт совершенно гоголевская картина, в которой Мэрия Москвы в образе Хомы Брута чертит мелом по брусчатке круг … Мы мысленно крестимся, сплёвываем три раза через плечо и читаем Закон дальше.

«Уполномоченный орган» определит:

  • порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в соответствии с условиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям.

Наступает, наконец, понимание, что обрабатывать искусственный интеллект будет всё же не данные о закупках полезных для города средств ограждения и дорожных покрытий, а цифровую тень жителей «нашего городка». Значит тезис о том, что «результатом… не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан», неслучаен.

И действительно:

«Целями установления экспериментального правового режима являются:

  1. обеспечение повышения качества жизни населения;
  2. повышение эффективности государственного или муниципального управления;
  3. повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта;
  4. формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима".

«Основными принципами установления экспериментального правового режима являются:

  1. прозрачность экспериментального правового режима;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности личности, общества и государства;
  3. недискриминационный доступ к результатам применения искусственного интеллекта".

Уверения благородные. Но прочтение Закона не оставляет впечатления, что гражданин хоть где-то становится субъектом, а не донором цифрового материала.

Следует это прямо из финальных пассажей Закона:

«Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» … следующие изменения: …
«9.1) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом;»;
2) в статье 10:

а) в части 1 слова «частью 2» заменить словами «частями 2 и 2.1»;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.».

То есть вывод один: цифровая «Тень, знай своё место»!

При этом все практикующие в сфере защиты персональных данных юристы понимают, что нет ничего прекраснее и лживее химеры «обезличивания» в законодательстве.

Как гласит подп. 9) ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

Роскомнадзор в Приказе от 05.09.2013 № 996 разъяснил, что к наиболее перспективным и удобным для практического применения относятся следующие методы обезличивания:

  • метод введения идентификаторов (замена части сведений (значений персональных данных) идентификаторами с созданием таблицы (справочника) соответствия идентификаторов исходным данным);
  • метод изменения состава или семантики (изменение состава или семантики персональных данных путем замены результатами статистической обработки, обобщения или удаления части сведений);
  • метод декомпозиции (разбиение множества (массива) персональных данных на несколько подмножеств (частей) с последующим раздельным хранением подмножеств);
  • метод перемешивания (перестановка отдельных записей, а также групп записей в массиве персональных данных).

Затем Регулятор прошёлся по свойствам каждого метода, на «белую нитку» пришив много общих выражений об «обратимости» и о том, что «требуется». Дальше — тишина.

Законодатель до сих пор не рассказал нам (с достаточной степенью определённости):

  • куда испарятся исходные данные нашей цифровой личности;
  • как будет обеспечена конфиденциальность, если что-то не «перемешается»;
  • кто ответит в случае, если цифровая личность не прикроется фиговым листом обезличивания на достаточном уровне.

На фоне сообщений о масштабных утечках персональных данных пока не случалось объявлений о том, что они, дескать, были обезличены. И если принять во внимание, что речь идёт, в том числе, о медицинских данных граждан, удар может оказаться несопоставимо бо’льшим и болезненным.

Если уж законодатель относится к гражданину как к донору цифрового материала, без излишних рефлексий, то что говорить про простого обработчика данных, когда речь зайдёт о манящем предложении, скажем, даркнета.

Нужно понимать, что — с большой долей вероятности — «всех посчитают» и «всех продадут» минимум дважды: участникам эксперимента (легально) и любым заинтересованным лицам (нелегально). Перспектива менее переливчатая, чем восходящая заря искусственного интеллекта.

И мы бы даже впали в уныние (на втором месяце самоизоляции), если бы не пассаж законодателя в виде ст. 6 Закона:

«Координационный совет экспериментального правового режима

  1. В целях формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима, в том числе мониторинга экспериментального правового режима, образовывается координационный совет экспериментального правового режима.
  2. Положение о координационном совете экспериментального правового режима и его состав утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации. По предложению Правительства Российской Федерации в состав координационного совета экспериментального правового режима включаются представители федеральных органов исполнительной власти.
  3. Координационный совет экспериментального правового режима участвует в обсуждении проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы по вопросам, связанным с установлением экспериментального правового режима, а также вносит предложения по совершенствованию механизмов экспериментального правового режима в процессе и по итогам применения специального регулирования. По результатам проведения эксперимента координационный совет экспериментального правового режима подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации".

Кажется, Скайнет начинает обрастать какой-то дартвейдеровщиной с «Имперским маршем»…

Гротеск усиливается и начинает искрить.