Что прописал доктор

Комментарий к постановлению № 1 Главсанврача по городу Москве «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

Автор: Дмитрий Казаков

15 июня 2021 года издано Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Москве Е. Е. Андреевой № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в котором сообщается, что эпидемиологическая обстановка по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в Москве расценивается как неблагополучная.

В связи с этим, гражданам, работодателям и руководителям организаций требуется обеспечить/организовать проведение вакцинации своих сотрудников в обязательном порядке. Кроме того, в тексте постановления приведен перечень категорий работников, подлежащих обязательной вакцинации.

Указанный в постановлении список охватывает большие слои населения столицы, что с необходимостью затрагивает интересы целых отраслей экономики города. Естественным образом возник вопрос о правомочности Главного санитарного врача субъекта Федерации на столь широкомасштабное вмешательство в экономические отношения.

Согласно п. 6 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главный санитарный врач может выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Для оценки обоснованности мотивировки требуются специальные, в том числе медицинские, познания. Однако следует отметить, что сами по себе приведённые цифры (без указания источника!) заболеваемости по г. Москве никак не обосновывают применение обязательной вакцинации в тех пределах, которые определены Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве Е. Е. Андреевой № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям». Поскольку в силу ст. 6 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» такие мероприятия относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, обоснование столь масштабных мер требует проработки более основательной, нежели переписывание формулировки закона об «угрозе распространения инфекционного заболевания».

Вакцинация от коронавирусной инфекции предусмотрена в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н), в связи с чем её обязательное проведение осуществляется именно по факту принятия постановления Главным санитарным врачом РФ или субъекта Федерации.

Однако, упомянутый документ Главного государственного санитарного врача по городу Москве содержит ряд существенных нарушений, и в том числе, касающихся приведённого в нём списка категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации.

Предикат «обязательная» по отношению к вакцинации здесь надо понимать прежде всего в смысле обязанности государства предоставить бесплатную возможность вакцинироваться группам граждан, указанных в постановлении Главного государственного санитарного врача. Вакцинация в любом случае остаётся добровольной в силу п. 1 ст. 5 закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В соответствии с п. 3 ст. 10 федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» список категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, определяет Министерство здравоохранения РФ, и он закрепляется в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н). В утвёрждённом Министерством здравоохранения календаре не содержится такой категории, как работники торговли.

В приказе Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н есть указание на жителей городов с населением свыше 1 млн. человек, но работники торговли города Москвы в 2021 году представлены в большой части жителями не только иных регионов, но даже и иных стран. Каких-либо пояснений по данной категории постановление Главного государственного санитарного врача по городу Москве № 1 от 15.06.21 не содержит, что позволяет сделать вывод (при буквальном толковании) о его прямом несоответствии требованиям законодательства в данной части.

Такие категории граждан, как работники, осуществляющие деятельность в сферах:

  • культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти;
  • досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов);
  • детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;
  • театров, кинотеатров, концертных залов,
  • также не указаны в Календаре профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям.

Однако, при толковании постановления в совокупности с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50 646−2012 «Услуги населению» данные категории можно отнести к работникам организаций сферы предоставления услуг. Данная категория именно в такой форме упомянута в приказе Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н, что позволяет сделать вывод об ограничении Главным санитарным врачом Москвы пределов обязательности вакцинации путём указания конкретных видов деятельности, что является правомерным.

При этом Главный санитарный врач города Москвы вышел за пределы своих полномочий, указав в постановлении такую категорию граждан, как работники органов власти города Москвы и подведомственных им организаций, которые не являются при этом государственными или муниципальными служащими. В Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям такая категория отсутствует, в нем указаны только государственные гражданские и муниципальные служащие. Распространение требования об обязательности вакцинации и на обслуживающий персонал является неправомерным расширением пределов, установленных законом и приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н.

Таким образом, Главный санитарный врач по городу Москве при принятии Постановления № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», допустил выход за пределы своих правомочий при определении категорий населения, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаемых приказом Минздрава Р Ф в соответствии с законом.

Следует отметить, что данное постановление не содержит указаний нормативного характера в отношении лиц из числа руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, касающихся выполнения конкретных действий по обеспечению вакцинации сотрудников.

Согласно п. 2 Постановления № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» руководителям вменены обязанности по организации проведения вакцинации сотрудников и по проведению разъяснительных мероприятий среди работников. В системном толковании в совокупности с нормами трудового законодательства, эти указания могут рассматриваться исключительно как обязывающие работодателей к предоставлению работникам достаточного времени для обращения в медицинские учреждения для вакцинации в пределах периода выполнения работниками трудовой функции (в рабочее время). Подтверждение исполнения данной обязанности возможно путём издания соответствующих локальных нормативных актов организации (приказов и распоряжений).

Выполнение указанных мероприятий в рамках организации не подразумевает и не влечёт обязательности вакцинации для работников, которым возможность привиться должна быть предоставлена в пределах рабочего времени. В силу п. 1 ст. 5 закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» работники, как и вообще все граждане, имеют право на отказ от прививок, вакцинация является добровольной.

Соответственно, установление Главным государственным санитарным врачом по г. Москве в пункте 2.1. постановления процентного соотношения вакцинированных вообще, а тем более — к конкретной дате (60% от общего числа работающих до 15.08.21 г.) является указанием, выполнение которого не зависит от воли субъектов, которым оно адресовано (заведомо невыполнимое требование).

Добровольность вакцинации, в свою очередь, не отменяет ограничений, также установленных законом для отдельных видов работ и связанных с отказом от прививок. Причём, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан только от тех работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ определен Постановлением Правительства Р Ф от 15.07.1999 № 825, и в него входят работы, связанные с образованием, здравоохранением, работы в области сельского хозяйства, работы с животными и другие, конкретно и исчерпывающе поименованные в перечне. Данный перечень является закрытым.

С учётом требований указанных документов, последствия, предусмотренные п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в виде отказа в приёме или отстранения от работы, в связи с принятием Главным санитарным врачом по городу Москве Е. Е. Андреевой Постановления № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», — могут быть применены только:

  • к отдельным категориям работников организаций здравоохранения (к тем категориям, которые указаны в Постановлении Правительства Р Ф от 15.07.1999 № 825),
  • к работникам сферы образования,
  • к работникам по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей как оказывающим услуги ЖКХ.

Таким образом, действующим законодательством трудовые права работников данных категорий ограничены, их реализация находится во взаимосвязи с вакцинацией, в том числе — по эпидемическим показаниям.

К работникам иных специальностей отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации применено быть не может в силу закона.