Изгнание из ВАДА

Спортивное право

Автор: Кирилл Любимов

Допинговый сериал Российской Федерации продолжается не первый год, но когда в какой-то момент показалось, что Российский спорт близок к перезагрузке, и худшие дни позади, грянул новый кризис, который может нанести наибольший урон российскому спорту за всё время кризиса и оставить Россию за бортом мирового спорта на следующий олимпийский цикл, то есть ровно на 4 года.

Естественно, многие читали последние заявления Всемирного антидопингового агентства (далее — ВАДА) и задаются резонными вопросами — за что? На каком основании? Почему это решает ВАДА? Можно ли как-то это избежать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить в этой статье.

Начнём с короткой предыстории. В 2018 году выполнив условия дорожной карты по восстановлению, Россия вернула полноценный статус Олимпийскому комитету России (далее — ОКР), Паралимпийскому комитету России (далее — ПКР) и Российскому антидопинговому агентству «РУСАДА» (далее- РУСАДА). Причем РУСАДА — авансом, с условием предоставления электронной базы данных (LIMS) из Московской антидопинговой лаборатории в полном объеме и без изменений. Почему ВАДА так требовала эту базу данных? Все дело в том, что ещё в 2017 году ВАДА получило копию этой базы данных от неизвестного информатора, чья личность до сих пор неизвестна, и в этой базе была информация о возможных массовых нарушениях антидопинговых правил Российскими спортсменами, и со слов ВАДА, доказательства существования Государственной допинговой системы в Российской Федерации. В конце 2018 — начале 2019 года Россия передала ВАДА базу Московской антидопинговой лаборатории, и с тех пор ВАДА занималось сверкой переданных данных с собственной информацией.

По итогам проверки, эксперты ВАДА пришли к заключению, что переданная база данных (всё это время она находилась в руках Следственного комитета в рамках собственного расследования) имеет следы изменений — по словам представителей ВАДА, из нее удалена информация об отдельных положительных допинг-пробах.Комиссия, анализировавшая данные, установила: в базу вносили изменения, причем даже за несколько дней до передачи. Теперь РУСАДА снова грозит потеря статуса соответствия Всемирному антидопинговому кодексу[1]. Помимо потери статуса РУСАДА, Комитет по соответствию ВАДА рекомендовал исполкому организации применить по отношению к России следующие санкции:

  • запрет на проведение на территории РФ крупных международных турниров и возможность претендовать на их проведение;
  • участие Российских спортсменов исключительно в нейтральном статусе на крупных международных турнирах — то есть без флага и гимна;
  • российские чиновники не могут быть членам советов или комитетов, или любых других подразделений международных спортивных федераций. Здесь стоит добавить ремарку, что данный пункт не будет распространяться на обычных граждан РФ находящихся в коллегиальных или единоличных органах управления Международных спортивных федераций — запрет касается исключительно чиновников;
  • руководители ОКР и ПКР не смогут посещать спортивные мероприятия, что по факту означает, что они снова отстранены;
  • штрафные санкции.

Возникает логичный вопрос, право наложения санкций и допуска Российской Федерации на крупные спортивные мероприятия находится в руках ВАДА? Всё дело в Международном стандарте по соответствию Кодексу подписавшихся сторон (далее — Стандарт), который является неотъемлемой частью Всемирного антидопингового кодекса, если представить это на более простом примере, то Кодекс выступает в роли Конституции, в то время как Стандарт в роли федерального закона. Он вступил в силу 1 апреля 2018 года и применяется только к случаям, возникшим после этой даты. Раньше правила были гораздо мягче: например за допуск к Олимпиаде спортсменов из проблемных стран отвечал Международный Олимпийский комитет (далее — МОК) — механизм был продемонстрирован перед зимними Олимпийскими играли в Корее в 2018 году. Принятый Стандарт закрепил за ВАДА полномочия, но главное — определение соответствия или несоответствия Кодексу любой подписавшейся стороны (МОК, Международного паралимпийского комитета (далее — МПК), международных федераций, организаторов крупных соревнований, национальных олимпийских комитетов, антидопинговых организаций и т. д.). Очевидно, что с принятием данного стандарта роль ВАДА в мировом антидопинге заметно усилилась, и они закрепили за собой те полномочия, которые ранее были в руках МОК и иных спортивных организаций.

Комитет по соответствию в этом конкретном случае применил ускоренную процедуру рассмотрения дела на основании статьи 9.5.1.1 Стандарта, так как в действиях Российской Федерации усмотрели нарушение одного или более критически важных требований Кодекса и/или Международных стандартов. Критически важным считается требование, которое является критически важным для борьбы против допинга в спорте. Список критически важных требований перечислен в Приложении, А Стандарта.

Изучив всю имеющуюся информацию, и объяснения с Российской стороны, Комитет по соответствию по итогам рассмотрения пришел к выводу, что в действиях России проявляется серьёзный случай несоблюдения требования о предоставлении достоверной копии данных московской антидопинговой лаборатории, имеющий ряд отягчающих обстоятельств. В соответствии с процедурными правилами, Комитет рекомендовал Исполкому направить РУСАДА уведомление о несоответствии критическому требованию Международного стандарта и одновременно предложил Исполкому сделать ещё две вещи: утвердить санкции и условия восстановления.

Что касается санкций, то они регулируются приложением Последствия для подписавших сторон.

В п. В.3.1 указано:

В случае несоблюдения одного или нескольких критических требований, когда подписант является национальной антидопинговой организацией:

  • страна Подписавшейся стороны не может проводить на своей территории Олимпийские Игры и/или Паралимпийские Игры и/или получать право на проведение на своей территории Чемпионатов мира или других соревнований, организованных Организаторами крупных спортивных мероприятий в течение определенного периода;
  • флаг этой страны не будет использоваться, и Представители Национального Олимпийского Комитета и Национального Паралимпийского Комитета страны Подписавшейся стороны, а также (в соответствии со Статьей 11.2.6) Спортсмены и Персонал спортсмена, представляющие эту страну (или представляющие Национальный Олимпийский Комитет, Национальный Паралимпийский Комитет или Национальную федерацию этой страны), будут исключены от участия или посещения Олимпийских Игр и Паралимпийских Игр и/или Чемпионатов мира на следующий цикл этих Соревнований (летних или зимних, в соответствующих случаях) или до Восстановления (в зависимости от того, что из этого является более длительным по сроку);

Теперь же данная рекомендация должна быть утверждена решением Исполкома ВАДА, который пройдёт 9 декабря 2019 года. Теоретически, Исполком может не согласиться с рекомендацией Комитета, но вряд ли России есть смысл надеяться на такой расклад, ибо как показывает практика, 99 процентов рекомендаций Комитета утверждаются Исполкомом ВАДА в полном объёме.

На основании статьи 10.3.1Стандарта как только Исполком ВАДА утвердит решение, которое было рекомендовано Комитетом по соответствию у России будет 21 день, чтобы оспорить как само несоответствие, так и налагаемые ВАДА санкции и условия восстановления в Спортивном Арбитражном суде Лозанны (CAS). Здесь прямо прослеживается связь с регламентом Спортивного арбитражного суда Лозанны, в котором точно также установлен 21 день на подачу апелляции. В случае отсутствия возражений в течении этого срока, решение Исполкома немедленно вступает в силу.

Если же Россия подаст апелляцию, то ВАДА на основании статьи 10.4.1 Стандарта должна будет уведомить CAS о наличии спора, и его рассмотрение будет происходить в Палате обычного арбитража CAS в соответствии с его регламентом. Бремя доказывания на основе баланса вероятности в этом процессе будет лежать на ВАДА (ст. 10.4.2). Коллегия CAS будет состоять из трех арбитров: по одному назначат стороны, а эти двое выберут третьего — Председателя коллегии. На рассмотрение спора у CAS будет три месяца с даты назначения Коллегии судей CAS. Прогнозировать какое либо решение бесполезно, потому что Стандарт совершенно новый, и по нему отсутствует какая либо прецедентная практика, которую можно было бы использовать. (В CAS в своих решениях, как правило, опираются именно на прецедентное право). Наверняка, одной из линией защиты стороны России будет попытка доказать, что все указанные изменения произвели при помощи удалённого доступа, ибо несколько лет назад об этом заявлял Следственный комитет в рамках собственного расследования, однако представляется, что данный тезис будет невероятно сложно доказать.

Последним пунктом стоит указать, на какие соревнования будет распространяться решение. Россию предлагают отстранить от мультиспортивных соревнований, то есть либо межвидовых (например, Чемпионат Европы), либо межконтинентальных (например, Чемпионат мира) на следующие 4 года. Решение точно будет распространяться на Олимпийские и Паралимпийские игры, а также на Чемпионаты Мира по видам спорта, включая и футбольный, так как Международная Федерация футбола (ФИФА) является подписантом кодекса и международного стандарта. Многие задаются вопросом, что же будет с Чемпионатом Европы по футболу 2020, в котором часть матчей будет проходить в г. Санкт-Петербурге, однозначного ответа на этот вопрос на данный момент нет, с одной стороны Европейская федерация футбола УЕФА не является подписантом кодекса и стандартов, и соответственно на неё никак не может распространяться решение ВАДА, а значит турниру ничего не грозит, как и возможности участия сборной команды России под своим флагом, но с другой стороны УЕФА является членской организацией ФИФА, а значит возможна ситуация при которой решение Исполкома ВАДА будет распространяться и на этот турнир. На данный момент представляется, что решение Исполкома ВАДА не должно распространяться на этот турнир, однако очень многое зависит от спортивных властей международных организаций, поэтому необходимо дождаться 9 декабря и решения Исполкома ВАДА.

[1] Был утвержден Советом учредителей Всемирного антидопингового агентства 17 ноября 2007 года