Ковидикация законодательства

Что узаконили под прикрытием коронавируса?

Автор: Алексей Мазуров

… Или какие законы приняли в РФ за март-июль 2020 года, т. е. с начала официального объявления коронавируса и до завершения сессии Государственной Думы, когда коронавирус, по официальным данным, был на спаде? Это законы из двух групп: официально направленные только на борьбу с коронавирусом (первая группа) и (вторая группа) принятые в период коронавирусных запретов из законов первой группы.

Первым стал мэр Москвы Собянин, а не какое-либо должностное лицо РФ, примеру которого вскоре последовали губернаторы других регионов. 5 марта 2020 года Собянин своими «коронавирусными» указами начал вводить различные запреты и обязанности, начиная с никак не прописанной в ФЗ «самоизоляции» здоровых людей, постоянно их расширяя (за весну около двадцати указов), и доводя до невыполнимых и унизительных, включая проезды в метро не менее чем в полутора метрах от других пассажиров и прогулки по графику. Несмотря на множество изменений, в «коронавирусных» указах Собянина среди товаров первой необходимости так и не появился шампунь для взрослых. Простите, но состричь грязные волосы было негде: всегда короткостриженный мэр запретил работу парикмахерских.

В марте 2020 года подобные «меры» могли вводиться только ФЗ (часть 3 статьи 55 конституции) или на его основании президентом РФ, правительством РФ или санитарным врачом соответствующего уровня. Никто из них до Собянина такого решения не принимал и до апреля-2020 не было ФЗ, который наделял бы мэра Москвы полномочием устанавливать подобные запреты.

В преамбулах «коронавирусных» собянинских указов, в которых, как в любых подзаконных актах, должно быть указано, в соответствии с каким законом они изданы, была ссылка только на подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», т. е. о введении режима повышенной готовности, а это положение распространялось только на «органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», но не на частных лиц. Лишь спешно принятый ФЗ от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ позволил органам государственной власти субъектов РФ устанавливать «обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности».

Соответственно в марте-2020 указы Собянина были в положении указов Ельцина, издававшихся в 1990-е годы «впредь до принятия федерального закона», т. е. вопреки действовавшим ФЗ или вместо ФЗ. Ельцин формально хотя бы президентом РФ был, поэтому мартовские указы Собянина подтвердили отдаление РФ от состояния правового государства, вопреки статье 1 конституции.

Примечательно, что в преамбулах «коронавирусных» указов Собянина так и не появилось «напрашивающейся дежурной» ссылки на ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Для выражающих сомнения в угрозе коронавирусом такому благополучию или обоснованности «коронавирусных» запретов и обязанностей были изданы ФЗ от 1 апреля 2020 года № 99-ФЗ и № 100-ФЗ о суровой ответственности.

Такова первая группа законов. Чем можно их объяснить, кроме коронавируса, начиная с Москвы, хотя официально коронавирус раньше выявили в граничащем с РФ на Дальнем Востоке Китае? Одна из причин: Москва — столица РФ, в которой «сидит власть», а указы Собянина «первым делом» запретили на территории Москвы проведение любых массовых мероприятий, а значит, и уличных протестов против принятия ряда ФЗ: выходы граждан на улицы жёстко пресекались.

Это ФЗ из второй группы, никакого отношения к борьбе с коронавирусом не имеющие. Именно Ф З, а не какие-то иные виды решений, т. е. о принципиально важном, общеобязательном и решающе влияющие на жизнь практически всего населения РФ. Перечислим их с краткими пояснениями:

  1. Закон РФ о поправке к Конституции Р Ф от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Это главный закон последних двадцати лет, за который, как уверяет официоз, 25.06−01.07.20 проголосовало 78% «принявших участие в голосовании». О чём были эти поправки, мы обосновали в статье «Как поступить 1 июля?», опубликованной 15 июня 2020 года. Нижеприводимые Ф З — тоже отчасти результат этих поправок.
  2. ФЗ от 23 мая 2020 года № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» и ФЗ от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Первый предписал провести такое голосование «в 2020—2021 годах», т. е. по нему проходило голосование и по путинским поправкам к конституции. Второй войдёт в историю как о «трёхдневном голосовании». Это когда невозможно проверить честность подсчёта голосов.
  3. ФЗ от 24 апреля 2020 года № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона „О персональных данных“». Очередной эксперимент на жителях Москвы. Узаконивание в т. ч. всеобщей слежки за москвичами (пока только за ними), которая началась незадолго до коронавируса в виде повсеместной установки в Москве «системы распознавания лиц». В конституции говорится о праве каждого на неприкосновенность частной жизни (часть 1 статьи 23) и запрете сбора информации о частной жизни лица без его согласия (часть 1 статьи 24), но согласие жителей Москвы на этот эксперимент государство получало.

Эксперимент — это опыт по-русски, так его определяет любой словарь. Часть 2 статьи 21 конституции запрещает кого-либо подвергать какому-либо опыту без добровольного согласия. Нам ничего не известно о получении такого согласия от москвичей.

Такое наименование у этого ФЗ. Основные его понятия находятся где-то за гранью здорового понимания действительности, человечности и конституционности.

Введено понятие «экспериментальный правовой режим» — если это не эксперимент с правами, то что? «Искусственный интеллект», ради которого государство предпочло опять не заметить главу 2 конституции, этот ФЗ определяет так: «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека».

Сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности какого человека? Голосовавшего за путинские поправки к конституции? Если «да», то у голосовавших против ещё был бы шанс на нормальную человеческую жизнь, если бы не определение в этом ФЗ технологий искусственного интеллекта: «технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта (включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта)».

Исходя из слов в скобках, такой эксперимент над людьми, если его продолжать и довести до конца, приведёт к постепенной подмене и ненужности живого человека: вместо его речи, мозгов и всего остального живого человеческого (см. в скобках слово «включая») будет сплошной «искусственный интеллект» в нужных руках. «Привет» статье 2 конституции о человеке как высшей ценности.

Если вы, дочитав до этого места, подумали, что это проблемы только москвичей, то зря: эксперименты с правовыми режимами, т. е. опыты с правами людей, уже узаконены во всей России. Читайте дальше.

  1. ФЗ от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». На сайте Государственной Думы был игриво назван «регуляторные песочницы» и охарактеризован так: «Изначально предполагалось, что под действие закона подпадут медицинская и фармацевтическая деятельность, транспорт, в том числе беспилотный, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, финансовый рынок, дистанционная торговля, промышленность, строительство, государственные и муниципальные услуги. Но ко второму чтению перечень сфер применения „регуляторных песочниц“ решили не ограничивать».

Про «обычного человека» в этом ФЗ в самом конце — в статье 19. Такой человек поименован там как «лицо, выражающее намерение вступить в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации экспериментального правового режима». Дальше в статье 19 этого ФЗ количество печатных знаков сравнимо с гоголевским предложением: «Если деятельностью, осуществляемой в рамках реализации экспериментального правового режима, могут быть затронуты права и законные интересы лиц, не вступающих в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации такого экспериментального правового режима, указанный субъект экспериментального правового режима до начала срока действия экспериментального правового режима, а также при совершении в соответствии с программой экспериментального правового режима сделок, заключении договоров, направлении юридически значимых сообщений и совершении иных юридически значимых действий обязан уведомлять лиц, не являющихся участниками такого экспериментального правового режима, о наличии у него статуса субъекта экспериментального правового режима, указывать на то, что к нему применяются акты специального регулирования, и наносить соответствующую информацию на товары, производимые в рамках экспериментального правового режима, размещать ее перед въездами (проходами) на территорию действия экспериментального правового режима, перед входами в помещения, в которых выполняются работы, оказываются услуги в рамках указанного экспериментального правового режима».

В переводе с юридического на общепонятный и совмещая тексты с жизнью, будет примерно как до сих пор о «добровольном информированном согласии» на всё: обработку персональных данных, медицинское вмешательство и т. п. Это когда перед вами длинный текст мелким шрифтом с непонятными словами и отсылками, в чём добротно разбираться нужно не один час, а вы уже, например, в стоматологическом кресле. Но даже если вы виртуозно, «на ходу» можете разобраться в том, что вам подсовывают, разбираться бесполезно: иначе услуги вам не окажут, ничего не продадут. Теперь подобных опытов станет намного больше. «Пропечосат» всех.

  1. ФЗ от 8 июня 2020 года № 164-ФЗ. Дополнил статью 108 ФЗ «Об образовании» положением, согласно которому «при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» реализация образовательных программ «осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». С учётом предыдущих ФЗ это «пропесочивать» детей с внедрением «технологий искусственного интеллекта», делающих образование значительно хуже, разобщающих детей между собой и с учителями, существенно ограничивающих возможности работы родителей, двигательную активность детей и их пребывание на свежем воздухе, что плохо сказывается на их здоровье. В полной мере всё это ученики и их родители ощутили весной 2020 года, т. е. до принятия этого ФЗ. Соответственно его принятие повышает вероятность повторения такого псевдообразования, в т. ч. закрытия школ во всей огромной стране под предлогом угрозы возникновения (т.е. не возникшей) любой чрезвычайной ситуации в малой части страны.
  2. ФЗ от 8 июня 2020 года № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Цель этого регистра указана только одна: «создание системы учета сведений о населении Российской Федерации». Зачем? Ответ в том, на кого возложено ведение этого регистра. На органы социальной защиты, статистики, жилищно-коммунального хозяйства, наконец? Нет: «федеральный регистр сведений о населении формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах». Множество остальных органов должны передавать «налоговикам» массу сведений. В итоге «все яйца сложат в одну корзину» и вероятно попадание сведений этого регистра в открытый доступ с использованием в преступных целях.

Конечно, это не все ФЗ марта-июля 2020 года, но именно приведённые мы полагаем главными. О чём они все, если кратко суть? О продлении и бесконтрольности нынешней власти с её всеобщей слежкой и обираловкой, постоянной «правотой» чиновников и их «искусственного интеллекта», многотысячными штрафами и многодневными арестами за выходы на улицы, дезобразованщиной и разобщением, вытеснением из жизни «обычного» человека со всеми его правами и свободами. Кто-то всерьёз полагает возможным успешно оспорить всё это в судах РФ?

Нынешней властью заготовлено множество других законопроектов. Осенью продолжат — как только Государственная Дума соберётся с каникул.