Лунный ковбой (космическая сага)

Автор: Диана Полетаева

«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже
протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул
ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал
ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил
и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи,
хитрый черт не оставил своих проказ.
Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц,
кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в
другую, как мужик, доставший голыми руками огонь
для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман
и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц".

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Пока мир, поделившись на части по линиям границ, пытается выживать каждым отдельным государством в эпидемию, страна уникальных возможностей, возглавляемая эксцентричным и неутомимым г-ном Трампом, энергично делит космос и небесные тела.

Судя по тексту Указа от 06.04.2020 «О поощрении международной поддержки деятельности по восстановлению и использованию космических ресурсов»[1], сын Фреда Трампа и Мэри Энн (из клана Маклаудов), воспользовавшись полномочиями, предоставленными Конституцией и законами Соединенных Штатов Америки, включая раздел IV закона США о конкурентоспособности коммерческих космических запусков (публичный закон 114−90), практически решил судьбу международного космического права.

Без лишней правовой возни была констатирована «неопределенность в отношении права на возвращение и использование космических ресурсов, включая расширение права на коммерческое возвращение и использование лунных ресурсов», которая (разумеется) «не позволяет некоторым коммерческим организациям участвовать в этом предприятии». Достаточный уровень патернализма, Илон?

Заглянув в статью 6 собственной Конституции («Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны; и судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву, какими бы ни были положения Конституции или законов любого из штатов«[2]), высшая исполнительная власть видимо не нашла в ней повышенных джентльменских обязательств.

Потому без долгих предисловий была пущена пуля в лоб Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года; США не являются участником соглашения)[3] и Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года; подписан США, Великобританией, СССР; 100 стран являются государствами-участниками Договора):

«Вопросы о том, создает ли соглашение 1979 года, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах („соглашение о Луне“), правовые рамки для национальных государств в отношении восстановления и использования космических ресурсов, усугубляют эту неопределенность, в частности потому, что Соединенные Штаты не подписали и не ратифицировали соглашение о Луне. Фактически только 18 стран ратифицировали соглашение о Луне, в том числе лишь 17 из 95 государств-членов комитета Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях. Кроме того, различия между соглашением о Луне и договором 1967 года о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела[4], к которым присоединились Соединенные Штаты и 108 других стран, также способствуют неопределенности в отношении права на возвращение и использование космических ресурсов».

Разумеется, если есть кольт и доброе слово, неопределённостям такого уровня не место в международном праве. Дальнейшая их судьба — быть пристреленными. Потому, что «Американцы должны иметь право заниматься коммерческой разведкой, добычей и использованием ресурсов космического пространства в соответствии с применимым законодательством. Космическое пространство является юридически и физически уникальной сферой человеческой деятельности, и Соединенные Штаты не рассматривают его в качестве глобального достояния. Соответственно, Соединенные Штаты будут проводить политику, направленную на поощрение международной поддержки в целях восстановления и использования государственных и частных ресурсов в космическом пространстве в соответствии с применимым правом».

Работа почти сделана…

Но внезапно юридически убитое Соглашение о Луне оживает и встаёт призраком немого вопроса «18 участников» (включая Францию, Австралию и прочих «коллективных» покорителей космоса), полагающих, что «Вся деятельность на Луне, включая ее исследование и использование, осуществляется в соответствии с международным правом, в частности с Уставом ООН, и с учетом Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций… Запрещается создание на Луне военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны… Исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. При этом должное внимание уделяется интересам нынешних и будущих поколений, а также необходимости содействовать повышению уровня жизни и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций…».

Этот пассаж заслуживает немедленного контрольного выстрела: «Соединенные Штаты не являются стороной соглашения о Луне. Кроме того, Соединенные Штаты не считают соглашение о Луне эффективным или необходимым инструментом для руководства национальными государствами в отношении содействия коммерческому участию в долгосрочном исследовании, научном открытии и использовании Луны, Марса или других небесных тел. Соответственно, государственный секретарь возражает против любой попытки любого другого государства или международной организации рассматривать соглашение о Луне как отражающее или иным образом выражающее обычное международное право».

Далее с чужого международного Соглашения о Луне и собственного Договора по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и небесные тела, снимается скальп: «Государственный секретарь в консультации с министром торговли, министром транспорта, администратором Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства и руководителем любого другого исполнительного департамента или учреждения, которое Государственный секретарь сочтет целесообразным, принимает все надлежащие меры для поощрения международной поддержки в целях восстановления и использования государственных и частных ресурсов в космическом пространстве в соответствии с политикой, изложенной в разделе 1 настоящего распоряжения. При осуществлении настоящего раздела Государственный секретарь стремится вести переговоры о совместных заявлениях и двусторонних и многосторонних договоренностях с иностранными государствами относительно безопасных и устойчивых операций по восстановлению и использованию космических ресурсов в государственном и частном секторах… Не позднее чем через 180 дней после даты принятия настоящего распоряжения Государственный секретарь представляет президенту через председателя Национального космического совета и помощника президента по вопросам национальной безопасности доклад…».

Эпидемия эпидемией, но per aspera ad astra!

Потому, выгружая маски из «большого русского самолёта», г-н Трамп, вероятно, думал совсем о другом Маске. Иные перспективы рисует постапокалиптическое будущее, полное разработок лунного грунта, открытий Марса и звёздных войн.

Ad astra NASA в мае 2019 года, исполняя поручение г-на Трампа, объявило о космической программе «Артемида». Одной из целей программы является отправка на Луну «первой женщины и следующего мужчины» («the next man» — напоминание о том, что первый американский мужчина на Луне уже был). Программа «Артемида» должна стать ступенью к созданию постоянно обитаемого поселения на Луне, и создать фундамент для покорения Марса.

Ad astra в начале февраля 2020 года г-н Трамп попросил у конгресса выделить деньги на программу пилотируемых полетов на Марс и Луну: «Я прошу конгресс полностью профинансировать программу „Артемида“, чтобы гарантировать, что следующим мужчиной и первой женщиной на Луне будут американские астронавты, и, используя ее в качестве стартовой площадки, гарантировать, что Америка будет первой страной, которая установит свой флаг на Марсе».

Послесловие

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 1 час 48 минут.

Договор
о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

(принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года,

является основой международного космического права):

«…воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос,

признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития,

желая содействовать развитию широкого международного сотрудничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между государствами и народами,

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания…

Положения настоящего Договора применяются в отношении деятельности государств — участников Договора по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством — участником Договора или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций.

Практические вопросы, которые могут возникать в связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами — участниками Договора либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами — членами этой международной организации, являющимися участниками настоящего Договора…"

[1] https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-encouraging-international-support-recovery-use-space-resources/

[2] Международные договоры становятся «верховным правом страны», как Конституция и прочие законы США. Но при этом отсутствует принцип приоритета международного договора над законами США.

[3] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml

[4] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml