Наследственные фонды: новеллы правового регулирования

Автор: Елена Муратова

В настоящее время мы стоим на пороге очередных изменений в законодательном регулировании наследования для состоятельных россиян.

Именно в последние годы возник общественный запрос на регулирование наследования для россиян, владеющих собственным бизнесом. Данный факт объясняется тем, что значительная часть состояний в России была сформирована в девяностые годы, и сейчас бизнесмены девяностых все чаще обращаются к адвокатам по вопросам, связанным с наследованием.

Ранее владельцы бизнеса предпочитали урегулировать свои наследственные вопросы, прибегая к иностранным юрисдикциям. Особой популярностью пользовались трасты в англосаксонской системе права и фонды в странах общего права, поскольку в иностранных капиталистических государствах к настоящему моменту крупный капитал наследуется не одним поколением и имеются отработанные процедуры, в то время как в России относительно крупный капитал в частных руках стал формироваться относительно недавно.

Вместе с тем практика показала, что использование иностранных юрисдикций и организаций (трастов и фондов) не лишено своих подводных камней и неудобств. Одним из основных недостатков использования иностранных юрисдикций являются:

  • целесообразность использования только при наследовании достаточно крупных состояний (от нескольких миллионов долларов);
  • дорогостоящие услуги зарубежных юристов и адвокатов;
  • затрудненность обращения в суд в силу высокой стоимости и длительности рассмотрения судебных дел;
  • трудности в подборе иностранного персонала для иностранных организаций (нередки ситуации недобросовестности доверительных управляющих, в результате действий которых значительная часть состояния может быть утрачена);
  • относительно высокое налоговое бремя при наследовании имущества;
  • необходимость учитывать иные обычаи и менталитет, которые имеют место в зарубежной стране;
  • необходимость регистрировать в российских налоговых органах контролируемые иностранные организации (КИК) в случае использования в целях регулирования наследственных отношений трастов и фондов.

Помимо изложенного, для многих бенефициаров, бизнес которых связан исключительно с российскими активами, в связи с изменением российской внутриполитической повестки дня иногда становиться важным не иметь иностранных активов в принципе, что делает невозможным использование иностранных структур.

Отвечая на вышеперечисленные вызовы и наличие общественного запроса, Федеральным законом от 29.07.2017 № 259-ФЗ были введены статьи 123.20−1 — 123.20−3 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми предусматривается создание и функционирование наследственного фонда.

Наследственным фондом признается создаваемый во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

Основная ценность наследственного фонда есть возможность при жизни наследодателя определить порядок функционирования фонда, а также определить лиц, которые, по мнению наследодателя, достойны вхождения в состав органов фонда. Кроме того, условия управления наследственным фондом должны включать в себя положения о передаче определенным третьим лицам или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц всего имущества наследственного фонда или его части, в том числе при наступлении обстоятельств, относительного которых неизвестно, наступят они или нет. Данное обстоятельство особенно ценно, поскольку позволяет выделить как отдельных лиц, так и некоторую категорию лиц, которые при определенных обстоятельствах будут являться выгодоприобретателями деятельности фонда. Таким образом, наследодатель вправе предусмотреть условия, которым должны отвечать выгодоприобретатели. Данное право известно зарубежным правопорядкам и широко освещено в зарубежном кинематографе, когда наследодатель устанавливал весьма причудливые правила наследования (выйти замуж до определенного времени, потратить или сберечь определенную сумму, приобрести имущество и тому подобное).

В связи с относительной молодостью данного института судебной практики по вопросам создания и функционирования наследственных фондов не достаточно для того, чтобы сделать какие-либо выводы относительно часто встречающихся спорных ситуаций по данной тематике.

Однако основным моментом является недостаточная уверенность наследодателей в добросовестности лиц, которые планируются к призванию в участии в деятельности фонда, а также относительно сжатые сроки для создания такого фонда.

В связи с этим Федеральным законом от 01.07.2021 № 287-ФЗ законодатель предусмотрел для состоятельных бизнесменов новую форму некоммерческих организаций — личный фонд. Регулирование данных организаций будет осуществляться статьями 123.20−4 — 123.20−8 Гражданского кодекса Российской Федерации, а положения действующих в настоящее время статьей 123.20−1 — 123.20−3 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.03.2022 утратит силу.

В соответствии с указанными нормами предполагается создание некоммерческой организации как на определенный срок, так и бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом, осуществляющей управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления.

Отличие личного фонда от наследственного фонда заключается в наличии имущественного порога: для личного фонда такой порог составит сто миллионов рублей, а также в возможности функционирования такого фонда при жизни наследодателя, а также возможность образовать личный фонд супругами. Большинство законодательных положений, которые в настоящее время регулируют деятельность наследственных фондов, содержаться в статьях 123.20−4 — 123.20−8 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые вступят в силу в будущем году.

Соответственно, очевидно преимущество создания личного фонда в части, касающейся того, что учредитель личного фонда при жизни может повлиять на функционирование личного фонда, путем разработки необходимых внутренних документов, создания органов управления. Однако непосредственное управление личным фондом учредителем такого фонда не допускается.

Также немаловажной является следующая особенность личного фонда. Учредитель фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда, а личный фонд, за исключением наследственного фонда, несет субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам учредителя личного фонда в течение трех лет со дня его создания. В исключительных случаях, если кредиторы личного фонда или учредителя личного фонда по уважительным причинам не имели возможности обратиться с требованиями к учредителю личного фонда или личному фонду в течение указанного срока, этот срок может быть продлен судом, но не более чем на пять лет со дня создания личного фонда. В настоящее время очень распространены ситуации, когда бизнесмены или топ-менеджеры привлекаются к субсидиарной ответственности или являются обязанными в связи с применением последствий сделок, которые были признаны недействительными по искам заинтересованных лиц в ходе банкротства организаций и физических лиц. Зачастую это весьма длительный процесс. Нередко такие судебные решения выносятся спустя пять — семь лет после осуществления спорных операций (управления лицом, признанным впоследствии несостоятельным). Однако создание личного фонда и установление пресекательного срока ответственности (пять лет) делает возможным значительно усилить защиту имущественных интересов учредителя наследственного фонда от претензий по делам давно минувших дней. Вместе с тем, окончательный ответ на вопрос об усилении защиты имущественных интересов может дать только судебная практика, которая будет сформирована в течение ближайших десяти лет.