Новый Афоня

Дипфейк, как объект авторского права.

Авторы: Дмитрий Казаков, Кирилл Стус

В преддверии нового 2021 года на телеэкранах российских граждан появилось рекламное видео «Сбера»[1], главным героем которого является Жорж Милославский — персонаж пьес Михаила Булгакова «Иван Васильевич» и «Блаженство», главным образом известный в исполнении актера Леонида Куравлева в художественном фильме «Иван Васильевич меняет профессию», режиссер — Леонид Гайдай.

При просмотре ролика действительно складывается впечатление, что в нем снялся сам Леонид Куравлев советских времен либо сильно похожий на него молодой актер, столь сильно сходство с персонажем фильма Гайдая.

На самом деле механизм создания ролика более технологичен и любопытен, чем классическая съемка рекламы, так как ключевым звеном данного механизма является искусственный интеллект. Сбер применил методику синтеза изображения и речи deepfake, при помощи которой главный герой видеоролика приобрел внешность и голос актера Леонида Куравлева и воплотил всем известного персонажа Жоржа Милославского. Что за технология?

Deepfake (дипфейк) — конкатенация слов «глубинное обучение» (англ. Deep learning) и «подделка» (англ. Fake), методика синтеза изображения, основанная на искусственном интеллекте. Она используется для соединения и наложения существующих изображений и видео на исходные изображения или видеоролики.[2]

Дипфейк может использоваться как с благими намерениями (создание рекламных видеороликов, «оживление» пейзажей, реконструкция исторических событий и так далее), так и в противоправных целях. Например, по мере развития искусственного интеллекта, в сети все чаще стали появляться видеоролики, изображения и аудио-сообщения, дискредитирующие публичные личности. Также известны случаи применения дипфейка в мошеннических целях, распространение с их помощью недостоверной информации, вторжение в частную жизнь. Существует множество примеров противоправного и безнравственного использования методики дипфейк, в результате чего нарушаются различные права и законные интересы человека и гражданина.

В случае создания видеоролика, подобного созданного Сбером затрагиваются права на изображение самого актера, в рассматриваемом случае Леонида Куравлева, а также права на результат интеллектуальной деятельности — персонажа «Жорж Милославский».

Согласно пункту 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей.

При этом согласие гражданина на обнародование и использование представляет собой сделку по смыслу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, форма согласия гражданина на обнародование и использование его изображения определяется общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации: согласие может быть выражено в устной, письменной форме, а также путем совершения конклюдентных действий.

Статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено три исключения, при которых не требуется получение согласия гражданина на использование его изображения. Данными исключениями являются:

Если изображение используется в государственных, общественных и иных публичных интересах. При этом под общественными интересами следует понимать не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Исходя из этого понятно, что использование изображения гражданина в рекламе путем обработки данного изображения при помощи искусственного интеллекта нельзя рассматривать в качестве использования в общественных интересах;

Если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

Если гражданин позировал за плату.

По сообщению издания Octagon, Сбер выплатил Леониду Куравлеву гонорар за то, что использовал его изображение и синтезировал голос при помощи технологий искусственного интеллекта в рекламе своих сервисов.[3] Следовательно, право Леонида Куравлева на охрану своего изображения нарушено не было.

Также, помимо использования изображения актера, в рекламном видеоролике используется персонаж «Жорж Милославский», которого в свое время и сыграл актер Леонид Куравлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

В соответствии с пунктом 7 статьи 1259 ГК РФ, авторские права распространяются на персонажа произведения, если по своему характеру он может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора и выражен в определенной объективной форме (устной, письменной, форме изображения, форме звуко — и видеозаписи и объемно-пространственной форме).

Согласно пункту 82 Постановления пленума Верховного суда № 10 от 23.04.2019 года, под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении, выраженных в форме, присущей произведению. Для того, чтобы понять, является ли персонаж самостоятельным произведением необходимо установить, обладает ли он набором характеристик, достаточно его индивидуализирующих, чтобы признать данный персонаж самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, то есть узнаваемым при его отдельном использовании от произведения в целом. К таковым характеристикам могут относится, в частности, внешний вид действующего лица произведения, характер, отличительные черты (например, движения, голос, мимика, речевые особенности) или другие особенности.

Жорж Милославский представляет собой самостоятельный результат интеллектуальной деятельности — персонаж, созданный писателем Михаилом Булгаковым в его пьесах. Исключительное право на литературный персонаж принадлежало Михаилу Булгакову и охранялось вплоть до 2011 года, пока не прошел срок правовой охраны исключительного права на произведение, установленный законодательством (70 лет начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

Однако, задействованный в рекламном ролике персонаж выражен в форме, идентичной персонажу из кинофильма Леонида Гайдая (персонаж видеоролика Сбера обладает видовыми характеристиками идентичными тем, которыми обладает персонаж фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).

Персонаж, воплощенный в фильме Леонида Гайдая может рассматриваться в качестве самостоятельного переработанного произведения, которому предоставляется правовая охрана. Следовательно, при использовании данного персонажа в рекламном ролике должны учитываться и соблюдаться исключительные права на персонажа.

Кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» был создан в 1973 году. На момент создания фильма в СССР действовал Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 486 Гражданского кодекса РФСФС авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Так как персонаж «Жорж Милославский» является составной частью произведения «Иван Васильевич меняет профессию», то исключительное право на данного персонажа также принадлежит предприятию, осуществившему съемку произведения.

Кинофильм был создан Федеральным государственным унитарным предприятием «Киноконцерн «Мосфильм». Исключительное право на него также принадлежит ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм».

В рамках изучения вопроса создания рекламного видеоролика, из открытых источников не удалось установить, заключались ли между Сбером и ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» какие-либо лицензионные соглашения об использовании персонажа «Жорж Милославский» воспроизведенного в кинофильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Следовательно, существует вероятность, что персонаж воспроизведен в рекламном видеоролике без согласия правообладателя, а значит с нарушением исключительных прав ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм».


[1] press.sber.ru/publications/vperiod-v-budushchee-liubimets-zhenshchin-zhorzh-miloslavskii-vozvrashchaetsia-na-ekrany

[2] ru.wikipedia.org/wiki/Deepfake

[3] octagon.media/novosti/sber_zaplatil_seme_kuravleva_za_ozhivlenie_obraza_na_ekrane.html