Перечень исчерпывающий… терпение застройщика

Автор: Алексей Мазуров

Речь о Постановлении Правительства Р Ф от 25 декабря 2021 года № 2490 «Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых для выполнения предусмотренных частями 3 — 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Далее, соответственно, «Постановление» и «Перечень».

Перечень занимает около 400 страниц. Конечно, зависит от ширины полей и размера шрифта, но про 400 страниц можно утверждать. «Документы, сведения, материалы, согласования» в нём назовём «процедурами», как они назывались в прежних пяти правительственных «исчерпывающих» перечнях по отдельным видам объектов строительства, издававшихся в 2014—2017 годах.

Ничего нового, чего бы не было до декабря 2021 года, в Перечне нет — всё «списано» из предыдущих нормативных актов. Причём, в отличие от перечней 2014−2017 годов, в Перечне разбивки по видам объектов строительства нет — процедуры для «своего» застройщику предстоит выискивать среди садовых домов и объектов для освоения космоса. Среди 989 процедур — столько их в Перечне в изначальном виде.

Казалось бы: «предъявление требований о получении в целях реализации проекта по строительству объекта капитального строительства не предусмотренных в соответствии с настоящей статьей разрешений, заключений, документов, сведений, материалов, согласований, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями, не допускается» — ч.10 ст. 5.2 Градостроительного кодекса РФ. Ради такого ограничителя можно потерпеть копание почти в тысяче процедур, отбирая из них обязательные только для своего объекта, тем более если застройщик будет строить другие такие же объекты. Но дело в том, что занятие это довольно-таки бессмысленное.

Во-первых, положение-аналог ч.10 ст. 5.2 было в предыдущей редакции Градостроительного кодекса РФ, и оно на практике не препятствовало требовать с застройщиков проходить не вошедшие в «исчерпывающие» перечни 2014−2017 годов процедуры. Некоторые акты, влиявшие на оформление строительства, издававшиеся до Перечня и в нём не упомянутые, до сих пор не отменены, или сведений об отмене нет. Например, «МУ 2.6.1.2398−08. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности. Методические указания», утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ 2 июля 2008 года.

Во-вторых, Перечень по отдельным позициям изначально противоречит прежним ФЗ. Например, ещё в 2018 году п. 3 ст.106 Земельного кодекса РФ запретил требовать согласования строительства по признаку его осуществления в различных зонах с особыми условиями использования территорий, а позиция 546 в Перечне такое согласование в охранных зонах электросетевых объектов предусматривает.

В-третьих, в Перечне нет некоторых, так сказать, «подпроцедур», но они есть в ФЗ. Например, в Перечень из ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» переписали про кадастровый учёт земельного участка, но не переписали оттуда же про приостановление его кадастрового учёта. Без кадастрового учёта нет земельного участка с правом на него, и строительство, соответственно, юридически невозможно.

В-четвёртых, ч.8 ст. 5.2 Градостроительного кодекса РФ предусматривает дополнительные процедуры при строительстве по комплексному развитию территории (КРТ). По КРТ могут строиться практически любые объекты в разных местах.

В-пятых, Перечень содержит процедуры только из федеральных актов. Многочисленные процедуры из региональных и муниципальных актов в нём никак не отражены. Тут, конечно, можно возразить со ссылкой на ч.10 ст. 5.2 Градостроительного кодекса РФ или тем, что «регионалы-муниципалы» не вправе устанавливать что-то «своё». Вот и попробуйте заявить подобное, например, чиновникам Москвы — вероятно, на Вас посмотрят непонимающе и предложат обращаться в суды. Обращайтесь — дело, может, и выиграете, но точно время потеряете и сроки строительства не будут соблюдены.

Сроки прохождения многочисленных процедур в Перечне не указаны. Они есть в других нормативных актах, но там на них тоже не стоит обращать особого внимания. Опытные застройщики, не очень надеясь на соблюдение чиновниками официальных сроков при строительстве, нередко предусматривают их с большим запасом. Например, ч.5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта предусматривает пять рабочих дней, такой же срок есть в московском регламенте, а появившаяся в интернете «дорожная карта» строительства станции «Суворовская» Кольцевой линии метро («АО «Мосинжпроект», январь 2022 года) на получение разрешения на ввод её в эксплуатацию в 2024 году отводит два месяца.

Отказ от воспроизведения в федеральном нормативном акте региональных и муниципальных процедур — главное явное отличие Перечня от перечней-аналогов 2014—2017 годов. Возможно, «наверху» поняли, что им не учесть все процедуры из более чем 80 регионов и тысяч муниципалитетов. Застройщикам же по-прежнему приходится преодолевать бюрократию разного уровня: федеральную, региональную и муниципальную. Преодолевают по-разному, в т. ч. пополняя сюжеты криминальной хроники.

Разумеется, каждая процедура чиновников преподносится ими как необходимая и под благовидными предлогами: «упорядочить», «повысить эффективность» и т. п. Результат -нужно всё больше не только времени, но и денег на «реализацию строительного проекта». В итоге за всё платят покупатели или пользователи построек.

Квартиры опять подорожали? Два дома одинаковых, строились с разницей в один год, в прошлом году квартиры были дешевле и налоги не повысились? Вы забыли про «мастер-план» — документ из области градостроительства, не упоминаемый ни в одном ФЗ. Что это такое, пытаются расшифровать, например, законом Московской области от 30 марта 2022 года № 34/2022-ОЗ, там же — про «стоимость разработки эскиза Мастер-плана». «Пытаются расшифровать» — потому что «Требования к составу Мастер-плана утверждаются нормативным правовым актом Правительства Московской области», т. е. расшифровка ещё предстоит. Это в дополнение к из без того избыточным генеральному плану, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории и т. п.

Выросла плата за проезд по автодороге? Поинтересуйтесь, например, ценой «рыбопосадочного материала», заплаченной в связи с реконструкцией моста над ручьём в составе этой дороги.

Растут тарифы естественных монополий? Конечно, растут. Государство в 2018 году переложило на строителей газопроводов в лесах затраты на лесовосстановление, а в 2021 году распространило эту обязанность на прошлое время, т. е. на период ранее 2018 года (ФЗ от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ и от 2 июля 2021 года № 303-ФЗ).

И так далее. Упрощённо, но суть, полагаем, ясна.

При всей важности вышеизложенного главнее, на наш взгляд, не сам Перечень, а утвердившее его Постановление. Оно с учётом частой изменчивости законодательства, порождаемой в основном издавшим Постановление Правительством Р Ф (см. кто вносил принятые ФЗ), предусматривает внесение в Перечень изменений.

Поскольку законодательство (законы, постановления, приказы и др.) в связи со строительством меняется очень часто — не реже ежемесячного режима — то принципиально важно, как в этих условиях предлагает поступать Постановление. Цитируем его п. 2, первый абзац, второе предложение: «В случае если положения исчерпывающего перечня не соответствуют положениям федеральных законов и (или) принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в связи с внесением в такие федеральные законы и акты изменений, до приведения исчерпывающего перечня в соответствие с такими изменениями применяются указанные федеральные законы и акты».

Вот она — тихая юридическая революция: Правительство Р Ф согласилось с противоречием приказов министерств Постановлению Правительства Р Ф и привидением Постановления Правительства Р Ф в соответствие с приказами министерств. Для застройщиков и граждан эти противоречия вряд ли будут иметь существенное значение — чиновничьи процедуры как применялись, так и будут применяться.

Учли ли в Перечне, подписанном 25 декабря, хотя бы ФЗ, подписанные 30 декабря, но проголосованные в Государственной Думе в окончательной редакции раньше 25 декабря? Всеохватно исследовать, что в Перечне учли или не учли, учтут или не учтут, бессмысленно: в российской действительности «реализация строительного проекта» пойдёт не по нему, а по другим нормативным актам и отдельным решениям исполнительной власти, способной даже на то, что с точностью до дня предсказывает принятие очередного ФЗ: приказ Росреестра во исполнение ФЗ от 30 декабря значится подписанным 26 ноября.

В общем, Перечень не исчерпывающий, далеко не исчерпывающий…