Переплата по НДФЛ: спорный вопрос

В процессе хозяйственной деятельности организации иногда случаются ошибки, в том числе при исчислении и перечислении в бюджет налогов.

Автор: Елена Муратова

Приходится отметить, что в настоящее время законодательно неурегулированным является вопрос о природе сумм, которые организация как налоговый агент по НДФЛ, перечисляет в бюджет.

Причем корни обсуждаемой в настоящей статье проблематики вытекают скорее из психологического диссонанса восприятия таких сумм, с одной стороны, как налоговых платежей самой организации, с другой стороны, как сумм, являющихся все-таки налогом физического лица.

Поводом для рассуждений послужило письмо от 06.02.2017 №ГД-4−8/2085@ ФНС России, в котором налоговая служба изложила позицию по отдельным вопросам, связанным с зачетом (возвратом) излишне уплаченных сумм НДФЛ.

ФНС России признала возможность зачета переплаты по федеральному налогу в счет недоимки по НДФЛ[1][1]Позиция контролирующих органов по данному вопросу не единообразна и с течением времени изменялась. Так, в письме от 19.02.2010 № 03−02−07/1−69 Минфин России выразил противоположный подход, а в письме от 25.03.2016 № 03−02−07/1/19 163 — признал возможность такого зачета. Поэтому при возникновении необходимости в таком зачете налоговым агентам целесообразно предварительно уточнить мнение инспекции по данному вопросу. .

Однако на размышления наводит позиция ФНС России при рассмотрении вопроса о зачете переплаты НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ.

С одной стороны, ФНС России сослалась на п. 9 ст.226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, и указала, что перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ.

Соответственно, по мнению ФНС России, налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ.

С другой стороны, ФНС России отметила, что возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения задолженности по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.

Из приведенных разъяснений нельзя сделать однозначный вывод о возможности зачета налоговым агентом переплаты НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ.

ФНС России определяет сумму излишне уплаченного НДФЛ как «сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджетную систему РФ», возможность зачета переплаты НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ, в свете изложенной в письме позиции, вызывает сомнения.

Кроме того, возникает вопрос о правовой природе таких сумм, поскольку из письма не ясно, признает ли ФНС России их налогом как таковым, и если признает — то каким налогом и (или) налогом какого вида (федеральный, региональный, местный) его следует признать.

Отсутствие правовой определенности служит поводом для сомнений в правомерности реализации предложенного ФНС России варианта разрешения подобной ситуации — путем зачета в счет налога соответствующего вида, поскольку законодатель не определил правовую природу таких сумм.

Двойственность позиции ФНС России по вопросу допустимости зачета переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ свидетельствует о существовании пробела в регулировании отношений по поводу зачета НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ.

Таким образом, восполнение данного пробела возможно лишь законодательным путем, при этом законодателю необходимо определить не только порядок действий участников отношений в случае переплаты по НДФЛ, но и правовую природу такой переплаты для участников отношений в двух возможных ситуациях.

Ситуация № 1: НДФЛ был удержан из доходов налогоплательщиков и перечислен в бюджет в большем размере, чем следовало удержать и перечислить.

Поскольку в ситуации № 1 переплата НДФЛ возникает у налогоплательщика (физического лица), определять судьбу такой переплаты (заявлять о возврате или зачете) налоговый агент самостоятельно не вправе.

Согласно действующему законодательству РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом. При этом налоговый агент вправе возвратить налогоплательщику излишне удержанный НДФЛ за счет собственных средств и в последующем обратиться в налоговый орган для возврата излишне уплаченных сумм (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Однако поскольку рассматриваемое письмо налоговой службы трактует допущенную переплату, как некий иной платеж, т. е. и не НДФЛ в силу п. 9 ст. 226 НК РФ, и не какой-либо налог, то, теоретически, у налогового агента могут возникнуть сложности с зачетом такой суммы, т.к. Налоговый кодекс регулирует только возврат налогов и сборов, но не иных платежей.

Следовательно, законодателю необходимо определить правовую природу переплаты в данной ситуации.

Ситуация № 2: НДФЛ был перечислен налоговым агентом в бюджет в большем размере, чем следовало перечислить, при этом размер подлежащего удержанию и удержанного НДФЛ определен налоговым агентом верно[2][2]Ситуация № 2 встречается значительно ниже, чем ситуация № 1, однако исключать полностью возникновение на практике ситуации № 2 не следует. , иными словами имела место не более чем техническая ошибка при перечислении налога.

Представляется очевидным, что в ситуации № 2 излишнюю уплату НДФЛ допустил налоговый агент, соответственно, право налогового агента, являющегося одновременно налогоплательщиком, на возврат такой переплаты либо зачет в счет собственных платежей по другим федеральным налогам вполне обоснован с точки зрения справедливости, но, здесь также можно столкнуться с утверждением о том, что допущенная переплата, не есть НДФЛ и непонятно каким налогом является.

Таким образом, в данной ситуации законодателю следует определить правовую природу переплаты и с этой целью:

1) признать переплату излишне уплаченным налогом на доходы физических лиц, несмотря на то, что налогоплательщиками такого налога признаются физические лица[3][3]Полагаем, что такой вариант вполне допустим, поскольку юридической технике известен такой прием как «фикция». , возврат или зачет которого в счет иных федеральных налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, осуществляется в общем порядке ст. 78 НК РФ

или

2) признать переплату излишне уплаченным федеральным налогом, возврат или зачет которого в счет иных федеральных налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, осуществляется в общем порядке ст. 78 НК РФ.

Представляется логичным, что излишне уплаченные в бюджет суммы НДФЛ продолжают оставаться для налогового агента налогом на доходы физических лиц, даже если в рамках ситуации № 1 налоговый агент изначально произвел возврат НДФЛ налогоплательщику- физическому лицу за счет собственных средств. Имеются основания считать, что излишняя уплата НДФЛ в бюджет не ведет к трансформации налога в неналоговое обязательство бюджета перед налоговым агентом[4][4]Независимо от того, кто, в конечном счете, определяет судьбу переплаты: налогоплательщик или налоговый агент. , для защиты которого следует использовать, например, гражданско-правовые механизмы.

Таким образом, наделение налогоплательщика правом зачета переплаты по НДФЛ в счет будущих платежей по НДФЛ было бы логичным и допустимым в ситуации № 1, когда именно налогоплательщик — физическое лицо, определяет правовую судьбу переплаты по НДФЛ, заявляя о зачете ее в счет своих будущих платежей по НДФЛ.

Вместе с тем, поскольку с 2017 года уплачивать налог за налогоплательщика могут и третьи лица (п. 1 ст.45 НК РФ), не следует исключать возможность такого зачета и в ситуации № 2 (вопрос о правовых последствиях такого зачета для налогового агента и налогоплательщика — физического лица является предметом отдельного рассмотрения).