Рассуждение о законе и благодати

Еще раз о законности действий "Ельцина наших дней".

Автор: Дмитрий Казаков

Законотворческое хамство Собянина неоспоримо свидетельствует, что в душе и по сути он так и остался «Начальником Чукотки». И это его предел и потолок.

Тем не менее находятся «адвокаты», которые утверждают что «чумное законодательство» Собянина находится в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами.

Логика примерно следующая.

Допускает ли Конституция ограничение прав граждан, в частности право на свободу передвижений?

Да, конечно, в случаях предусмотренных Федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции)

На основании какого Федерального Закона действует в данном случае Собянин?

На основании закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», (далее-Закон) наделяющего главу субъекта РФ правом вводить режим повышенной готовности (режим «предшествующий» режиму чрезвычайной ситуации).

Можно ли в режиме повышенной готовности обязывать:

  1. граждан не покидать жилище;
  2. приостанавливать работу организаций;
  3. вводить пропускной режим (спец пропуска)?

Конечно да! Так заявляют «адвокаты режима» и они ошибаются.

Пойдем от частного к общему и начнем с конца. С установления пропускного режима. Необходимость иметь спецдокументы предусмотрена, якобы, подпунктом «д» пункта 4 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (утверждены постановлением Правительства Р Ф от 02.04.2020 № 417), согласно которому «гражданин обязан иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом „в“ настоящего пункта и подпунктами „б“ и „в“ пункта 4 настоящих Правил».

Указанные подпункты «в», «б» и опять «в» — это всего лишь конкретные частные специфические случаи исключений из общего правила возможности шляться где угодно без пропусков.

Подпункт «в» пункта 3 — это эвакуация. Здесь все ясно и без комментариев.

Подпункт «б» пункта 4. «Заходить за ограждение, обозначающие зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону». Это положение также не может быть положено в основу тотальной кодификации москвичей.

Подпункт «в» пункта 4. «Осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью» также нельзя без пропуска. Конечно, так запрет формулировать нельзя. Это так называемая правовая неопределенность, исключающая ответственность. Например, не следует ли из данного подпункта, что в режиме ЧС или даже в режиме «повышенной готовности» нельзя бухать? А если очень хочется, то надо «закодироваться» по соответствующему указу Собянина?

Вероятно речь в подпункте «в» идет о специальных субъектах, например, спасателях МЧС и мобилизованных общественниках, которые рискуя жизнью и здоровьем предотвращают либо ликвидируют последствия «на месте происшествия». Чтобы попасть в «горячую точку» нужно соответствующее удостоверение.

Попытки трактовать этот пункт широко, охватывая им, например, все случаи покидания жилища, клинически несостоятельны. Хотя бы потому, что в таком разе подпункт «б» пункта 4 был бы не нужен, поскольку запрет, установленный там лишь мелкий частный случай запрета, установленного в подпункте «в» пункта 4.

Обоснование права приостанавливать деятельность организации со ссылкой на пункт 10 статьи 4 Закона также неправомерно.

Согласно подпункту «г» пункта 10 может быть приостановлена «деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации», причем не автоматически, а «если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на её территории».

Сказано предельно ясно «оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации».

То есть в режиме, предшествующем чрезвычайной ситуации, который именуется «режимом повышенной готовности» приостанавливать деятельность нельзя.

Справочно: в том же пункте, когда идет речь о «режиме повышенной готовности», территорию на которой действует этот режим называют «территорией, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации» (см. подпункт «а»).

Завершается пункт 10 знаковым подпунктом «д», (этакой памяткой для Держиморд законотворчества) согласно которому уполномоченные лица, могут в дополнение к указанным в законе «осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий…»

Это напоминание специально для гражданина Собянина. По какой-никакой действующей Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только Федеральным Законом. И то только в необходимой мере. Не отменяться, не умалятся, а только ограничиваться в мере.

Самое время перейти к проклятому «квартирному вопросу»

(Продолжение следует)