В защиту защитников Отечества

Авторы: Дмитрий Казаков, Кирилл Шашков

На фоне всеобщего чиновного рвения по испытанию вакцин от СOVID-19 на населении России, естественным образом отличилось и военное ведомство. И так же естественно, что первыми для испытаний были выбраны курсанты Министерства обороны, которые и военнослужащие, и одновременно люди максимально зависимые. Сообщения из военных училищ полны примеров принуждения курсантов к вакцинации под угрозой дисциплинарной ответственности — вплоть до увольнения.

Вряд ли, конечно, кто-либо из начальников училищ решился бы отдать соответствующий приказ, ибо он был бы прямо противозаконен. А отдание противозаконного приказа само по себе противоречит требованиям статьи 41 Устава внутренней службы ВС РФ.

По большей части имеет место отсылка к статье 345 этого же Устава, которой установлен порядок проведения профилактических (у военных — предохранительных) прививок. Но в таком случае имеет место подмена понятий — уставом-то установлен порядок проведения вакцинации, а представляют этот порядок как обязанность военнослужащего эту вакцинацию пройти.

И всё это, разумеется, никак не отменяет действия федерального законодательства. Аж целых два федеральных закона однозначно устанавливают абсолютную добровольность вакцинации, причём применительно к любым прививкам — закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (статья 19) и закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (статья 5).

То есть, противоречий в законодательстве по данному вопросу не имеется, а если они кому и кажутся — то это от способа толкования. Уставы закон не подменяют, и исключающих закон норм не содержат, да и не могут.

Следует отметить, что в целом и Министерство обороны РФ в своей деятельности не отклоняется от курса, предписанного федеральными законами. ВрИО начальника Главного военно-медицинского управления полковник М. Куандыков в своём письме от 24.02.21 г. № 161/7/3−573 прямо пояснил, что отказ от проведения профилактических прививок не является основанием для привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Так что случаи принуждения курсантов к вакцинации под угрозой ответственности являются, безусловно, частными примерами чинопочитательского рвения особо ретивых и юридически малограмотных начальников военных училищ. А ссылка на прямо выраженную позицию начальника Главного управления Министерства обороны РФ (т.е. вышестоящего командования) должна, безусловно, охладить их противозаконное рвение.

И для защиты прав курсантов достаточно просто довести точку зрения командования до сведения их слишком деятельных подчинённых.